Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Союз науки и производства

Краткая летопись



1928 г. - Приказом ВВС РККА 1928 г. мастерские по ремонту самолетов и моторов (на РАМ -3) в окрестности г. Ленинграда преобразованы в завод по ремонту авиатехники, находящейся на вооружении Красной армии. Завод вошел в состав Глававиапрома , Наркомтяжпрома под 47.
Директором завода назначен Комов А. И.
1929 г. - 1933 г. - Завод осуществляет капитальный ремонт самолетов авиационных частей военных округов.
1930 г. - Директором завода назначен Исаков И. А. Завод изготавливает опытные самолеты Г-26, Г-38 и планеры Г-25 [1].
В 30-ые годы во время постановки производства самолетов УТ-1, УТ-2 на завод не один раз приезжал главный конструктор Яковлев А.С. и непосредственно участвовал в решении конструкторских и технических вопросов [2].
1934 г. - Решением наркомата тяжелой промышленности завод передан в подчинении Московскому экспериментальному институту в качестве его филиала и именуется как опытный.
1935 г. - Директором завода назначен Воронин В. П. Завод привлекается к освоению самолетов разработки КБ главного конструктора Яковлева А.С. и организации серийного их производства.
1936 г. - На заводе начат серийный выпуск самолета УТ-1. Испытание первых самолетов УТ-1 проводил летчик - испытатель Пионтковский Ю.И. В производстве ведется изготовление самолета АИР-6, начато освоение самолета УТ-2. Завод посещает главный конструктор КБ Яковлев А.С.
1937 г. - Директором завода назначен Скарандаев П. П. Продолжается серийный выпуск учебного самолета УТ-1. Завод активно готовится к выпуску самолета УТ-2.
Посетив завод, с ходом производства самолетов непосредственно ознакомились видный государственный деятель Орджоникидзе Г.К. и Хруничев М.В., один из организаторов авиационной промышленности. Осенью с коллективом завода встретился В.П. Чкалов, вернувшись из США после легендарного полета через Северный полюс.
1938 г. – 1940 г. - Во вновь введенном в эксплуатацию главном корпусе крупными сериями ведется производство самолета УТ-2, которых за эти годы выпущено более 500 шт. Мощности завода по их выпуску доведены до 2-х самолетов в сутки.
1939 г. - Директором завода назначен Шаройко Я.Е.
1941 г. - Завод эвакуирован в г. Чкалов из г.Ленинграда и прибыли шесть эшелонов с имеющимися заделами, оборудованием, материалами и персоналом с семьями в количестве 3608 человек. 25 октября введен в строй механический цех
За 2 месяца завод поставил Красной армии 110 самолетов. В годы ВОВ завод часто посещал секретарь Обкома ВКП (б) Денисов Г.А., остро интересуясь состоянием дел по обеспечению фронта техникой.
1942 г. - Директором завода назначен Котов В. С. Интенсивно ведется строительство производственных корпусов, построена столовая. Заводом выпущено 454 самолета.
1943 г. - Директором завода назначен Евтеев А.А. Налажен серийный выпуск самолета ЯК-6, в воинские части поставлено 224 шт. В соответствии с приказом НКПА от 25.09.1943г. завод приступил к освоению самолета ЩЕ-2 главного конструктора Щербакова А.Я., назначенного главным конструктором завода.
1944 г. — Налажен серийный выпуск самолета ЩЕ-2 , мощности развиты на выпуск «самолета» в сутки. Поставлено 218 самолетов фронту.
1945 г. - Победоносное завершение Великой Отечественной войны. 9 мая объявлен Днем Победы. 25 июня состоялся Парад Победы на Красной площади в Москве. В нем участвовали будущие заводчане: Ряполов С.Б., Банников Г.А., Янкин Б.П., Митрофанов Н.З.
Заводом поставлено 285 самолетов ЩЕ-2. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.10.1945г. за успешное выполнение заданий по выпуску оборонной техники награждены орденами и медалями 49 заводчан.
1946 г. - Освоено изготовление спортивного планера А-2 (КБ Антонова O.K.) и десантного планера Ц-25 (КБ Цыбина П.В.). Для обеспечения успешного решения этой задачи на завод неоднократно приезжал главный конструктор планерной техники инженер-полковник Цыбин П.В.
По решению Обкома партии организовано производство запасных частей для сельхозмашин, предметов ширпотреба и хозобихода.
1947 г. - Директором завода назначен Анисимов М. Г. Продолжается, производство планеров Ц-25, массовый выпуск запчастей для сельхозмашин, товаров народного потребления Построен клуб им. Чкалова В.П.
1948 г. - Организуется производство самолета ПО-2 (КБ Поликарпова Н.Н.) в санитарном и пассажирском вариантах.
На завод по направления МАПа прибывает первая группа молодых специалистов из техникумов и институтов.
1949 г. - Продолжается выпуск самолета ПО-2. Начинается освоение производства десантного планера ЯК-14 КБ Яковлева А.С. В жилом поселке открываются библиотека и почтовое отделение. Передовики производства включаются в соревнование за скоростные методы работы и выпуск продукции высокого качества.
1950 г. - Завершен выпуск самолета ПО-2, идет поставка запчастей - оперения и агрегатов крыла.
1951 г. - Налажен выпуск планера ЯК-14,. Введены в эксплуатацию азотно-кислородная станция и увеличены мощности компрессорной станции и котельной.
Завод приступает к освоению самолета ИЛ-10М КБ главного конструктора Ильюшина С.В. В связи с перебазировкой авиационного училища (ЧВАУ), заводу выделяются дополнительные производственные площади.
1953 г. - Идет освоение и подготовка производства самолета ИЛ-10М. Организуются новые цехи и осваиваются новые технологии. Заводом выпущена небольшая партия ИЛ-10М и их производство прекращается.
Начинается строительство по генеральному плану реконструкции завода, принятому Наркоматом авиапрома. Организован гражданский стройтрест. Получено задание о подготовке производства самолета ТУ-104 (ТУ-16 в военном варианте), разработанного КБ генерального конструктора Туполева А.Н.
Завершается строительство пионерского лагеря «Искра», вводится в строй школа 47.
1954 г. - Прекращены работы по запуску в производство самолета ТУ-104.
Завод начал освоение и организацию производства к серийному выпуску вертолета МИ-1 КБ главного конструктора Миля М.Л.
1955 г. - Директором завода назначен Гуськов Л. А. Серийно выпускаются вертолеты МИ-1. Для отработки конструкторской документации вертолета МИ-1 в 1955 году на завод приезжал главный конструктор Миль М.Л. В больших объемах идет производство сельхозмашин (натяжные станции для картофелесажалок, жатки ЖР-2, агрегаты силосоуборочного комбайна и др.).
1956 г. - Главным инженером завода назначен Шевченко А. М., проводится обновление кадров среднего командного состава цехов и отделов завода.
В жилом массиве по улице Челябинской построены 24 индивидуальных дома.
1957 г. - За выполнение плановых заданий в 1955 - 1956 г.г. группа заводчан награждена государственными наградами. Получено задание на производство самолета-снаряда КБ главного конструктора Березняка А.Я. Впервые на заводе построены и оборудованы КИС (контрольно-испытательная станция) и МИС (моторно-испытательная станция) для отработки систем и двигателя.
1958 г. - Интенсивно ведется строительство новых корпусов и жилья.
Проведена подготовка и организовано производство нового изделия КБ генерального конструктора - Королева С.П.
На завод приезжает Секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И.
1959 г. - Идет освоение и организуется серийное производство ракеты средней дальности 8К63 КБ главного конструктора Янгеля М.К. Во вновь введенных в эксплуатацию корпусах организуются новые цехи и технологические службы.
Построены здания профилактория «Чайка», кинотеатр «Сокол», начато строительство стадиона «Прогресс». Вводятся новые жилые дома.
Осуществляется переход завода на производство спецтехники. Он стал возможен благодаря поддержке Председателя Госкомитета по оборонной технике Руднева В.Н., который рекомендовал главному конструктору С.П.Королеву поручить заводу производство изделия 8К11. Группа ведущих специалистов, в составе начальника управления ГКОТ Гришина Л.А., главного инженера НИИИТМа Сигорского И.С. и главного конструктора Королева СП., в 1957 году посетила завод, после чего состоялось решение о привлечении завода к освоению спецтехники КБ Королева СП., а затем и КБ Янгеля М.К.
В период производства беспилотного самолета-снаряда и 8К11 на заводе неоднократно бывали председатель Оренбургского СНХ Казаков Н.С, заместители председателя Харин А.П., Журавлев М.Г., начальник управления Григорьев Н.Г.
В 1959 г. с заводом знакомится главком РВСН главный маршал артиллерии Неделин М.И.
Примечателен следующий исторический факт. К моменту приезда Неделина М.И. возникли неожиданные осложнения со строительством Дворца культуры, в связи с запрещением Совмином строительства подобных объектов. Воспользовавшись приездом Главкома РВСН руководство завода обратилось к нему о содействии в продолжении строительства. Будучи крупным государственным руководителем Неделин М.И. хорошо понимал значение культуры в жизни общества и обещал свою поддержку. Она не заставила себя долго ждать — строительство Дворца культуры было продолжено.
1961 г. - Указом ПВС СССР от 17.06.1961 г. за успешное выполнение заданий Правительства по созданию специальной техники завод награжден Орденом Трудового Красного знамени. Директору завода Гуськову Л.А. присвоено звание Героя Социалистического труда. Орденом Ленина награждены сварщик Горелик С.С, главный инженер Шевченко A.M. Орденом Трудового Красного знамени отмечены начальник цеха Тараков Д.А., рабочие Востриков Н.И., Шумаев С.П. Большая группа заводчан награждена государственными наградами. В жилом массиве введена в строй школа 50.
15 октября завод 47 переименовывается в машиностроительный завод.
1962 г. - 1963 г.- Успехи в работе неоднократно отмечаются присуждением классных мест в соревновании предприятий, как в Оренбургском, так и в Южно-Уральском Совнархозах. Коллективу завода присуждаются переходящие Красные Знамена СМ РСФСР и ВЦСПС, Совнархозов и Совпрофа.
Начинается организация производства самолета-мишени КБ главного конструктора Лавочкина С.А. ЛА-17М.
Введен в эксплуатацию корпус 9 , куда перебазированы все цехи подготовки производства и основные отделы главного технолога. Строится жилье и детские учреждения.
В 1963 - 1964 г.г. состояние дел на заводе изучали заместитель председателя Южноуральского СНХ Крицын А., начальник техотдела СНХ Боголюбский И.К. В 1961 году на завод приезжал Афанасьев С.А., в качестве Председателя СНХ РСФСР, Комлев В.М. - начальник управления оборонных отраслей СНХ РСФСР.
1964 г. – 1965 г. - Получено задание на освоение принципиально нового изделия главного конструктора ЦКБМ Бугайского В.Н. Завод определен головным на стадии проектирования и опытного производства. На заводе проходит координационное совещание под председательством зам. председателя ВПК СМ СССР Пашкова В.Г. с участием ГКАТ, ГКОТ, СНХ, отраслевых институтов, разработчиков систем, заводов - смежников. Изделие осваивалось в предельно сжатые сроки. Осваиваются новые технологии, количественно и качественно расширяются инженерные службы, резко растет численный состав работающих. Для оказания помощи в освоении ракеты 8К84 приезжает заместитель председателя СМ РСФСР Рябиков В.Н., курировавший оборонные отрасли. В 1965 году с производством знакомились генеральный конструктор Челомей В.Н., заместитель председателя СМ СССР, председатель ВПК Смирнов Л.В. и министр отрасли Афанасьев С.А., руководители государства и ЦК КПСС: Подгорный Н.В. - Председатель ПВС СССР, Кириленко А.П. - член Политбюро ЦК КПСС, Пельше А.Я. - Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, Полянский Д.С. - член Политбюро ЦК КПСС. Завод посещали Министры обороны Малиновский Р.Я., Маршал Советского союза Москаленко К.М., зам. Министра обороны Соколовский В.Д., генерал - полковник Родимцев А.И., Огарков Н.В.
1966 г. - Завершена опытная отработка изделия 8К84, к концу года начата серийная поставка его заказчику.
Указом ПВС СССР от 26.07.1966 г. звание Героя Социалистического труда присвоено старшему мастеру Попову В.Г. Орденом Ленина награжден токарь-расточник Никулин Ф.Я., орденом Трудового Красного знамени Лотаков М.Ф. , Пахомов В.А., Пичугин А.Н. и Сафронов А.П.
Продолжается строительство Дворца культуры «Россия». Расширяется пионерлагерь «Искра».
1967 г. - В честь 50-летия Советской власти заводу вручено на вечное хранение Красное знамя ЦК КПСС, Президиума верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, памятным Красным знаменем ЦК ВЛКСМ награждена комсомольская организация завода.
Введен в эксплуатацию Дворец культуры «Россия».
1968 г. - 1969 г. - Коллектив завода в соревновании среди предприятий отрасли неоднократно занимает призовые места. Завод участвует в заказе КБ им. Лавочкина С.А. главного конструктора Бабакина Г.Н. по изготовлении блоков автоматических станций, идущих к Луне, Марсу и Венере.
За успешный выпуск новой техники награждены государственными наградами 100 заводчан. Ордена Ленина удостоены рабочие Мунасипов Л.З., Рубанов Н.И., начальник цеха Карпов А.С, старший мастер Баронецкий П.И., директор завода Гуськов Л.А. Начато строительство Дворца спорта.
1970 г. - Коллектив завода осваивает новый класс беспилотной техники для ВМФ - изделие 4К85.
Создаются мощности для серийного производства прогулочных катеров «Прогресс». Организуются новые цехи массового выпуска ТНП. Широко развернуто соревнование в честь 100-летия В.И. Ленина. В ознаменование этой даты награждены 1804 человек юбилейной медалью «За доблестный труд. В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Введен в эксплуатацию Дворец спорта «Пингвин».
1971 г. — За успешное выполнение плана и организацию производства новой техники Указом ПВС СССР от 18.01.1971 г. завод награжден орденом Ленина. 257 человек отмечены государственными наградами, 5 человек награждены орденом Ленина. Завод посещает министр отрасли Афанасьев С.А.
1972 г. - Совместным решением дирекции и общественных организаций учреждено звание «Заслуженный ветеран труда завода». Первыми удостоены этого звания Горелик А.С., Можарцев А.С., Душин А.С, Эпштейн В.М.
В соответствии с приказом Министра общего машиностроения я Афанасьева С.А., начал функционировать филиал НПО «Машиностроения» ОКБ Челомея В.Н.
Директором завода назначен Сизов B.C.
В 1973 г. завод посетил Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников Е.М. Неоднократно был на заводе Коваленко А.В. - первый секретарь Обкома КПСС.
1973 - 1975 г.г. - За высокие показатели в труде большая группа рабочих, ИТР, и служащих награждена орденами и медалями, в т.ч. орденом Ленина - Душин А.С, Стеба Б.П. Впервые в городе строители завода возвели многоэтажные дома. В 1974 г. открыт музей истории завода.
1976 - 1977 г.г. - Директором завода назначен Тараков Д.А. Основное внимание коллектива сосредоточено на отработке документации и постановке на серию более совершенного изделия для ВМФ (изделие ЗМ45). Строятся вновь испытательные комплексы, возводится целый ряд инженерных сооружений для окончательных испытаний изделий. Осваиваются новые технологии. Ведется строительство корпусов для заготовительного производства.
Присвоено звание «Лауреата государственной премии» заместителю главного инженера Венцелю В.В., ордена Ленина удостоены токари Гладышев В.И., Рыжаков В.Г., Веретнев В.П.
1978 г. - 50-летие со дня основания завода. С разрешения Совета Министров РСФСР проведены торжества с участием руководства Министерства, области и города, а также представителей заводов - смежников и делегации предприятия «Прогресс», с которым завод соревновался многие годы. 11570 заводчан отмечены премиями и подарками. Завод успешно выполняет задания десятой пятилетки.
До 1980 года на заводе побывали заместитель министра отрасли Хохлов Н.Д., Лобанов В.В.
1981 - 1983 г.г. - Завершена отработка и испытания изделия 3М45, начинается его серийный выпуск. Берет старт строительство корпусов производства «Д». В структуре завода организуется подсобное хозяйство в составе тепличного и свиноводческого комплексов. Идет рост энергетических мощностей.
За заслуги в освоении производства спецтехники директору завода Таракову Д.А. присвоено звание Героя Социалистического труда. Звание Лауреата Государственной премии присвоено главному инженеру Фурсову В.И., токарю Берсеневу И.Г. Группа заводчан отмечена государственными наградами.
1984 г. - 1985 г. - За большой вклад в освоении серийного производства спецтехники Указом ПВС СССР от 26.12.1984 г. завод награжден орденом Октябрьской Революции. Звание Героя Социалистического труда удостоен токарь Денисов В.Н. Лауреатами Государственной премии стали Плахотя Е.Г., Падалко В.М. Лауреатом Ленинской премии стал главный инженер завода Железнов В.М.
1986 - 1988 г.г. - Резко увеличивается объемы выпуска ТНП, налажено производство разнообразного оборудования для оснащения предприятий перерабатывающих отраслей народного хозяйства. Введен в эксплуатацию Дворец юных техников «Прогресс». В числе новых лауреатов Государственной премии электромонтажник Ларькова Ольга Евстафьевна, генеральный директор Тараков Д.А. Решением СМ РСФСР на базе машиностроительного завода и строящегося производства «Д» образовано производственное объединение «Стрела».
1989 — 1990 г.г. — Начавшаяся в стране «перестройка» приводит к сокращению объма производства. В производстве ТНП освоен массовый выпуск пылесоса «Орь».
Введен в эксплуатацию комплекс зданий для базового училища СПУ-3. Объединение вошло в состав корпорации Рособщемаша вследствие упразднения союзного Минообщемаша.
1991 - 1993 г.г. - В условиях общего спада производства объединение теряет заказы основной тематики. Освоение самолета-мишени «Дань», вертолета Ка-226 (КБ им. Камова Н.И.), выполнение заказов иностранных заказчиков по производству ретрокопии самолетов времен ВОВ ЯК-3, ЯК-9В и разнообразной гражданской продукции не спасают положения. Финансовое положение обостряется. Детские дошкольные учреждения передаются в муниципальную собственность города.
В октябре 1991 г. прошла встреча и чествование участников возрождения завода на оренбургской земле осенью 1941 г.
В 1992 году объединение посетили вице-президент Российской Федерации Рудской А.В. и Премьер-министр Черномырдин B.C.
В 1994 году с организацией производства и продукцией объединения вновь знакомятся премьер-министр Российской Федерации Черномырдин B.C.
1994-1996 г.г. - В сентябре 1994 г. аннулирован госзаказ на поставку оборонной техники, находящейся в производстве, согласно заключенных договоров с МО. Экономическое положение стало критическим.
Весь жилой фонд, находящийся на балансе предприятия, передан в городскую собственность. Ведется поиск заказов для загрузки производственных мощностей и сохранения коллектива работающих объединения. В 50-ую годовщину Победы в ВОВ на объединении открыт Монумент в честь тружеников завода, работающих в годы войны на выпуске оборонной техники.
1997 г. — На объединение приезжает Премьер-министр РФ Черномырдин B.C.
1997 - 1999 г.г. - Основной объем товарной продукции обеспечивается заказами для сельского хозяйства (сеялки СТС-2, СТС-6), оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, кабелей для автомобилей ВАЗа, пылесосов и стиральных машин «Орь».
В ноябре 1997 г. переданы в оперативное управление ОГУ уникальные объекты социальной сферы: Дворец культуры «Россия», Дворец спорта «Пингвин», Дворец юных техников «Прогресс» и стадион с конноспортивной базой.
1998 г. — С коллективом объединения и выпускаемыми изделиями знакомится депутат Государственной Думы РФ Рохлин Л.Я. Предприятие определено подрядчиком-исполнителем работ в создании КР совместно с предприятием МО Индии и «НПО Машиностроение» - «БраМос». От МО РФ получен госзаказ на изготовление самолетов-мишеней «Дань». В конце 1999 г. на объединении побывал Председатель Правительства РФ Путин В. В.
Постановка производства вертолета Ка-226 сопровождалась приездом на завод Михеева С.В., Генерального конструктора ОАО КБ им. Камова Н.И., первого заместителя МСЧ РФ Воробьева Ю.Л., заместителя министра МЧС РФ Фалеева М.И.
1999 г. — Вместе с членами кабинета министров завод посещает Премьер-министр РФ Путин В.В.
С организацией производства изделий для ВМФ РФ на объединении знакомились делегации ВМФ Северного флота. Они были представлены Баевым В.И., Дроновым В.Н., Репко С.П., с участием генерального конструктора предприятия «Малахит» Коноваловым Ю.Т.
В 2000 году завод посетил ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. дважды герой Советского союза, писатель - Карпов В.В.
2000 - 2001 г.г. - В производственно-хозяйственной деятельности 2000 год стал переломным: объем производства возрос в 5 раз (к 1999 г.).
Увеличены заказы зарубежных фирм по изготовлению ретрокопий самолетов ЯК-3М, ЯК-9, заложены основы производства вертолета Ка-226, расширено участие в военно-техническом сотрудничестве в рамках фирмы «БраМос».
Созданы необходимые условия для роста производства и устойчивой работы в предстоящий период.
У объединения появилась возможность провести большой объем работ по ремонту производственных корпусов, повышению эстетического состояния производственных помещений и бытовок.
Генеральным директором объединения назначен Грачев С. И.
26 октября 2001 г. отмечен 60-ти летний юбилей завода со дня его возрождения на оренбургской земле.
2003 г. - Развивается серийное производство вертолетов КА-226. Выполняется государственный заказ по выпуску самолетов-мишеней «Дань». Более высокими темпами идет работа по поставкам Индии изделий и отсеков ПКР «БраМос». Продолжается производство сеялок СЗТС-2. На завод принимается все большее количество молодых специалистов.
В 2003 году объединение посетил председатель Совета Федерации Федерального Собрания России Миронов С.М.

  1. Изготовлениение опытных самолетов Г-26, Г-38 и планера Г-25 происходит начиная с 1934 г.
  2. Эту фразу лучше отнести к 1935-36 гг.
Оборонная продукция и летная техника ПО «Стрела» Генеральные и главные конструкторы



- 1976-1990 годы. Завод отмечает полувековой юбилей.
- 1976-1990 годы. Главные направления в работе профсоюзной организации
- 1990-2002 годы.
- 1990-2002 годы. Промышленное и гражданское строительство в 1990-2002 годах
- 1990-2002 годы. Промышленное и гражданское строительство в 1990-2002 годах
- Краткая летопись
- 1928 - 1940 годы. Становление. Поиск путей развития
- 1928 - 1940 годы. Годы Великой Отечественной войны. 2
- 1928 - 1940 годы. Переход на выпуск гражданской продукции. Освоение и выпуск новых видов летательных аппаратов.

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства