Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Ту-144

12. Организация испытаний. Первый полет самолета Ту-144.



<< Начало А.С.Благовещенский Но жизнь продолжалась. Сборка и отработка первого опытного самолета в ЖЛИиДБ шла очень напряженно. Все его элементы были перевезены в город Жуковский в начале 1968 года и практически к июню 1968 года большинство систем были подготовлены для отработок и автономных испытаний. Началась поставка основных комплексных систем, которые были отработаны либо на стендах ОКБ, либо на стендах разработчиков. Работы шли в круглосуточном режиме по трехсменному графику. И если с июня предпочтение отдавалось производственным работам, то примерно с августа 1968 года к работам активно подключилась испытательная бригада ЖЛИиДБ. От ЖЛИиДБ всеми работами руководил Владимир Николаевич Бендеров, которому для повышения ответственности было присвоено звание заместителя начальника ЖЛИиДБ. Непосредственные работы выполнялись под руководством ведущих инженеров Вячеслава Борсука, Виталия Кулеша и Бориса Первухина. Координацию работ с подразделениями ЛИКа обеспечивали начальник ЛИКа Н.В. Лашкевич и его заместитель Э.Ф. Крупянский. Все наземные отработки систем самолета прошли в целом очень успешно, хотя и не без сложностей и неизбежных трудностей и ЧП (в частности, при одной из первых работ с турбонасосной установкой произошло ее разрушение, что привело к несчастному случаю с авиатехником Н.С. Копыловым).
Постепенно в отработках сформировался основной состав технического экипажа самолета Ту-144, который составили опытнейшие специалисты, работавшие на испытаниях боевых самолетов. Техниками самолетов стали Н.С. Копылов, В.М. Михайлов, P.M. Квициния. Электриками были назначены Н.В. Фандеев, В.М. Фетисов. В состав экипажа вошли инженеры по оборудованию С. Смольский, Н. Колосов другие лучшие специалисты ЖЛИиДБ.
П.М.Лещинский Очень сложным был этап определения состава испытательной бригады, руководителя испытательной бригады и, как всегда, ведущего летчика-испытателя. Связано это было с тем, что в ЖЛИиДБ, так же как во многих подразделениях ОКБ, шел сложнейший процесс смены поколений. Заслуженные летчики-испытатели И.Л Сухомлин, А.П. Якимов, М.А. Нюхтиков и другие, внесшие огромный вклад в развитие нашей авиации в целом и ОКБ Туполева в частности, имели солидный возраст, а пришедшие молодые летчики еще не имели достаточного опыта. Летчики среднего поколения были заняты в сложных испытаниях других самолетов, которых в то время было достаточно много. В 1963 году экипаж А.Д. Калины поднял в воздух самолет Ту-134. В 1968 году экипаж А.В. Сухова выполнил первый полет на опытном самолете Ту-154. В этом же году экипаж В.П. Борисова начал испытания первого самолета Ту-22М.
День первого вылета Ту-144 становился все ближе и ближе. Как всегда с длительными обсуждениями, сформировали экипаж, назначили первого и второго пилотов, а к ним, как это было принято в космических полетах, третьего — дублера. Первым летчиком был назначен Эдуард Ваганович Елян, вторым летчиком был назначен Михаил Васильевич Козлов (одновременно М.В. Козлов был дублером командира воздушного судна). Огромным достоинством Э.В. Еляна было то, что он лучше всех знал конструкцию самолета и всех его систем. Не жалея личного времени, он дни и ночи проводил в ОКБ, активно работал на стендах, во многом закладывая особенности кабины самолета Ту-144 и алгоритмов системы управления. Мы можем ответственно свидетельствовать о том, что Э.В. Елян, как с инженерной, так и с летной точки зрения, был оптимально подготовлен для первого вылета самолета Ту-144. Абсолютно равнозначно был подготовлен М.В. Козлов, талантливый летчик, к этому времени выполнивший сложнейшие испытания боевого самолета Ту-22 и представленный за эти испытания к высокому званию Героя Советского Союза. Дублером М.В. Козлова был В.Молчанов, молодой и перспективный летчик, один из первых летчиков-спортсменов, принятых в школу летчиков-испытателей ЛИИ. Легко заметить, что А.Н. Туполев отдал предпочтение молодым летчикам, справедливо полагая, что они, имея опыт полетов на истребителях, быстрее освоят тяжелый сверхзвуковой самолет. Все они начали тренироваться на стендах, на учебно-тренировочных истребителях, на самолете-аналоге. Очень важно, что на аналоге все режимы доводились до крайних, и летчики-испытатели были к этому готовы.
Первый полет Прекрасно был подготовлен в первому вылету самый опытный бортинженер ЖЛИиДБ Юрий Трофимович Селиверстов. Не было ни одной системы, которой бы он не изучил со своими товарищами А.И. Дралиным, М.В. Лапоноговым за долгие часы наземных отработок.
Уже к осени 1968 года стало ясно: другого экипажа не будет. Экипаж Э.В. Еляна (командир Эдуард Ваганович Елян, второй пилот Михаил Васильевич Козлов, бортинженер Юрий Трофимович Селиверстов и ведущий инженер Владимир Николаевич Бендеров) стали целенаправленно готовиться к первому вылету.
Первый полет самолета Ту-144 и все обстоятельства, предшествующие ему, подробно и многократно описаны в технической и даже художественной литературе. Прошло много лет, но и сегодня для нас день 31 декабря 1968 года остался в памяти как эталон счастья в результате хорошо сделанной, важной и нужной для всех работы.
Наконец наступили долгожданные минуты, которые точно и выразительно описал один из участников работы по подготовке этого вылета, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель М.Л. Галлай:
«Тридцать первого с утра не было ни облачности, ни ветра. Был густой туман. На помощь были вызваны специальные самолеты Гидрометеослужбы, о которых рассказывали чудеса - они, мол, облака рассеивать умеют! Как Господь Бог! Но вскоре выяснилось, что соперничать с Богом — не такое простое дело...
Первая посадка (в сопровождении аналога) Оставалось одно — снова ждать...
В воздух для разведки погоды ушел вспомогательный Ту-124. С его борта сообщают, что в воздухе немного получше, чем на земле. Возникшие надежды становятся реальнее...
В нескольких метрах от нас стоит массивный черный лимузин Андрея Николаевича. Получив сведения авиаразведки, Туполев подумал с полминуты, затем вышел из машины, укоризненно посмотрел вверх, подошел к нашему фургону, встал в дверях и потребовал микрофон радиопередатчика. Несколько секунд ушло на освоение этой техники: что нажать, что отпустить, что прижать к уху, а что поднести ко рту и т.д. А потом произошел диалог, не очень строго соответствующий правилам радиообмена, но со всех прочих точек зрения весьма небезынтересный:
— Ноль сорок восемь, это я, — сказал, не мудрствуя лукаво, прямо в эфир Туполев.
Елян, по-видимому, ни на минуту не усомнился в том, кто может представиться по радио подобным образом, и быстро ответил:
— Я ноль сорок восемь. Вас понял.
Однако Туполев счел полезным дополнительно уточнить:
— Это я, Андрей Николаевич...
— Понял, понял. Ноль сорок восемь слушает.
— Как ваше мнение? Как оцениваете обстановку?
На этот вопрос ответ с борта самолета последовал немедленно, без паузы. Судя по всему, экипаж, сидя на своих местах, зря времени тоже не терял и уж, во всяком случае, по основному в данный момент вопросу — лететь или не лететь — свое мнение составить успел.
— Обстановка имеет свои сложности, но работать можно.
— Ну тогда давай потихонечку трогай! — скомандовал Генеральный».
А.Н.Туполев, А.А.Туполев и первый экипаж 31.12.1968 г. Более буднично описывает первый вылет самолета Ту-144 А.П. Якимов, который был в то время начальником летной службы ЖЛИиДБ и непосредственно принимал решение на вылет:
«Последние десять дней декабря 1968 года, мы, как черти, таскали машину на взлетную полосу, к вечеру — обратно на стоянку. И вот 31-е число. Снова на взлетной полосе, все вроде готово: и самолет, и экипаж... Надо принимать решение, а погоды нет. Нижняя кромка облачности около 300 метров. Андрей Николаевич сидит в машине, а я то на КДП (командно-диспетчерский пункт), то к Андрею Николаевичу... Подняли самолет для разведки погоды. И вот Бессонов (командир самолета-разведчика Ту-124. — Прим, авт.) докладывает: «Есть просветление в облачности, может быть, будет «окно» на аэродроме...» Опять отправился к Андрею Николаевичу и с его благословения принял решение о вылете. Поехал на КДП, в журнале сделал запись «Вылет разрешаю» и условия указал. Так и слетали... Ну, конечно, когда я вспоминаю этот момент — дать разрешение на первый вылет или не дать — о, это муки! Но, к счастью, все было хорошо...»
1 января 1969 года все газеты опубликовали сообщение ТАСС: «Впервые в мире 31 декабря 1968 года в Советском Союзе совершил полет сверхзвуковой самолет «Ту-144». Самолет «Ту-144» будет перевозить пассажиров с крейсерской скоростью 2500 км/ч. В полете была проверена работоспособность систем самолета, в том числе автоматическая система управления, агрегатов и двигателей. По данным контрольной аппаратуры, бортовое оборудование и управление самолета функционировали нормально. Самолет пилотировали: командир корабля, заслуженный летчик-испытатель Эдуард Ваганович Елян, летчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Васильевич Козлов, ведущий инженер-испытатель Владимир Николаевич Бендеров и бортинженер Юрий Трофимович Селиверстов. Самолет будет продолжать выполнение полетов по намеченной программе. Первый полет сверхзвукового пассажирского самолета «Ту-144» является новым достижением советской науки и техники, крупным вкладом в развитие советского самолетостроения на пути использования авиации в мирных целях». Это сообщение в считанные дни облетело без преувеличения весь мир.

Организация испытаний. Первый полет самолета Ту-144 Участие специалистов гражданской авиации в разработке и испытаниях самолета



- Хронология основных событий и история создания самолета Ту-144
- Катастрофа самолета Ту-144 (бортовой номер 77102) в Париже
- От авторов
- Российский коммерческий сверхзвуковой пассажирский самолет (Ту-244-400).
- 8.4. Межконтинентальный сверхзвуковой деловой самолет.
- 12. Организация испытаний. Первый полет самолета Ту-144.
- 12. Организация испытаний. Первый полет самолета Ту-144.
- Катастрофа самолета Ту-144 (бортовой номер 77102) в Париже (часть 2)
- Эксплуатационные испытания самолета ТУ-144
- Хронология основных событий и история создания самолета Ту-144

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства