Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Испытатели

«ШЛИ со временем» - Как и для чего была создана ШЛИ



Родился 7 марта 1915 г. в Киеве. Путевку в небо он получил в Ленинградском аэроклубе в 1936-1937 гг. В 1940 г. окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ. Два года перед войной работал в ЦАГИ.
С апреля 1941 г. по август 1950 г. Леонид Иванович находился на летно-испытательной работе в ЛИИ, был летчиком-инструктором ШЛИ. Он провел испытательные работы по тематике Института на многих известных машинах, таких как ЛаГГ, Як, Ил, Пе, МиГ. Испытывал серийные Ил-28, М-4, 3М. В течение десяти лет с 1958 г. был летчиком-испытателем НИИ МРП. Заслуженный летчик-испытатель СССР.
Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом "Знак Почета".

В конце 30-х годов в 8-м отделе ЦАГИ (отдел летных испытаний) наряду с летчиками-испытателями, не имеющими высшего и специального авиационного образования, работала группа инженеров летчиков-испытателей: Ю.К.Станкевич, А.Н.Гринчик, М.Л.Галлай, Н.С.Рыбко и А.П.Чернавский (оба имели незаконченное высшее образование), Ф.И.Ежов, В.С.Панкратов и др.
В начале 40-х годов летный состав пополнился группой инженеров, окончивших аэроклубы: Н.В.Адамович-Иодко, А.А.Ефимов, Л.И.Тарощин и Л.В.Чистяков. В это же время в связи с начавшейся Великой Отечественной войной резко активизировалась авиапромышленность. 8-й отдел ЦАГИ в марте 1941 г. был преобразован в Летно-исследовательский институт, объем испытательной работы возрос, поэтому из армии пригласили несколько летчиков (так называемых в счет "тысячи"), но их теоретическая подготовка оставляла желать лучшего.
В 1947 г. решено было создать при ЛИИ специальную школу для подготовки летчиков-испытателей из контингента военных летчиков, имеющих боевой опыт, и мне было поручено возглавить это мероприятие.
Я, представитель от Управления летной службы НКАП, летчик-испытатель Л.М.Максимов и Коваленко от отдела кадров МКАП направились в г. Львов. В воинских частях ВВС мы знакомились с летным составом, отбирали кандидатов в первый набор Школы. Количественный состав был ограничен 20 слушателями. Затем мы посетили воинские части в Риге и другие. Продолжительность обучения в ШЛИ была ограничена двумя годами. За этот период слушатели должны были получить знания по высшей математике, механике, аэродинамике, методике летных испытаний и целому ряду других дисциплин, а также освоить два-три десятка типов самолетов. Для организации теоретического обучения, составления программ, согласования их с ЛИИ, ЦАГИ и МАИ, подбора преподавателей из сотрудников ЛИИ и МАИ была привлечена Дора Аркадьевна Бриллиант-Тарощина, ранее работавшая научным сотрудником московского филиала ЦАГИ. Возможно, и сегодня обучаются по тем программам, правда, с изменениями и дополнениями. Итак, Школа начала функционировать.
Сразу возник вопрос о начальнике Школы летчиков-испытателей. На эту должность был назначен бывший летчик-испытатель авиазавода № 22 (Фили), генерал-майор авиации Михаил Васильевич Котельников, командовавший авиадивизией во время войны.
Учитывая небольшой налет слушателей в воинских частях, нужно было форсировать летную подготовку. Эту часть подготовки и обучения возложили на меня.
Летать было не на чем. Своих самолетов Школа в то время не имела, поэтому на первых порах нам предоставили часть списанных по разным причинам машин, например реактивный истребитель МиГ-9 (с остаточным ресурсом двигателей 2 часа 20 минут). Несколько самолетов "возродили к жизни" авиамеханики. Чтобы не нарушать ритм работы Института, Школа начинала функционировать в 6 часов утра. Из всего состава слушателей на реактивном самолете летал только Федор Иванович Бурцев, который пришел в Школу из парадного полка. Желательно же было всех слушателей выпустить на реактивной машине. За 5 месяцев моей работы в Школе я выпустил летчиков в среднем на 13 типах самолетов, причем без вывозных полетов. Для работы инструкторами были приглашены два летчика: Виктор Елисеевич Бойко и Борис Васильевич Мельников.
Я благодарю судьбу, что стоял у истоков организации Школы летчиков-испытателей.

Леонид Иванович ТАРОЩИН,
заслуженный лётчик-испытатель СССР.


Авиационная муза Философова Учивший летчиков летать



- «Мы учим летать самолеты» - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
- «Мы учим летать самолеты» - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
- «Мы учим летать самолеты» - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
- «Мы учим летать самолеты» - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
- «Мы учим летать самолеты» - ВЫПУСКИ для ГосНИИ Гражданской авиации
- «Мы учим летать самолеты» - ВЕРТОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
- «Мы учим летать самолеты» - ШТУРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
- Авиационная муза Философова
- Как и для чего была создана ШЛИ

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства