Главная страница | Текущий раздел: Испытатели
«ШЛИ со временем» - Три поколения летчиков-испытателей - Начало из начал
Михаил Васильевич Котельников родился 8 мая 1904 г. Отца не помнит, мать умерла рано, воспитанник детской колонии «Искра». Его путь в летчики был долгим и упорным: вначале Московская горная академия, затем, не окончив ее, поступает в Высшую военную аэрофотогравиметрическую школу (г. Москва), Киевское военное училище, Егорьевская школа, Ленинградская теоретическая школа, которую он закончил в 1925 г. Весь этот пройденный путь явился как бы стартовой площадкой, с которой в 1926 г. он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков, а в 1927 г. — в Высшую школу воздушного боя (г. Серпухов). Окончив ее, работает летчиком в строевых частях, будучи командиром эскадрильи, по результатам работы авиаэскадрильи в 1936 г. был награжден орденом Ленина и назначен командиром бригады, однако обстоятельства складываются таким образом, что в 1939 г. его снимают с этой должности и назначают на 22-й авиационный завод, где он испытывает скоростные бомбардировщики. В 1939-1940 гг. Михаил Васильевич участвует в советско-финляндской войне, за что был награжден орденом Красного Знамени. После войны М.В.Котельников возвращается на завод № 22, где испытывает пикирующий бомбардировщик «Пе» («сотка»). Он провел заводские и государственные испытания, доведя самолет до выпуска в серию. Надо отметить, что этот самолет прошел всю войну. А летающим ведущим инженером по этому самолету был Юрий Николаевич Гринев, впоследствии ставший заместителем начальника ЛИИ и начальником 1-го комплекса (всей летной службы ЛИИ). С самого начала Великой Отечественной войны Михаил Васильевич Котельников формирует 571-й штурмовой авиационный полк, который оснащался штурмовиком Ил-2 («летающий танк»). Самолет оказался достаточно уязвимым для истребителей противница, так как сзади не было стрелка. Вернее, в первоначальном варианте этот самолет имел кабину стрелка, но с согласия заказчика самолет был запущен в серийное производство одноместным. Предполагалось, что эти самолеты в бою будут прикрывать истребители, но их не оказалось. В 1942 г. Михаила Васильевича сбили, он был ранен, однако ему удалось перетянуть линию фронта и попасть в нашу кавалерийскую часть, а оттуда верхом на лошади его доставили к своим. В 1942 г. приказом народного комиссара обороны было создана 224-я штурмовая авиационная дивизия, в ее командном составе в качестве заместителя командира, о затем командиром дивизии служил генерал-майор авиации Михаил Васильевич Котельников, а командующим армии был Михаил Михайлович Громов. Так что этих двоих людей связывали крепкие военные узы. В октябре 1946 г. М. В. Котельников медкомиссией был списан с летной роботы по болезни и получил II группу инвалидности. Ему было тогда всего 42 года. Без авиации этот человек себя не мыслил, и он сам пришел в МАП [1] к Громову и предложил свои услуги. Не случайно, когда 20 октября 1947 г, издается приказ Министерства авиационной промышленности о создании Школы летчиков-испытателей (ШЛИ), Михаил Михайлович Громов взял но должность начальника Школы известного летчика-испытателя, опытного командира, храброго, умного, влюбленного в авиацию человека — Михаила Васильевича Котельникова. Все начиналось с нуля, и первых кандидатов в слушатели Михаил Васильевич набирал лично. Он ездил по войсковым частям, знакомился с личным составом, подбирал перспективных «ореликов». И надо отдать должное, что выпускники, окончившие ШЛИ под началом Михаила Васильевича Котельникова, не посрамили чести своего красного командира. Многие из них стали заслуженными летчиками-испытателями и Героями Советского Союза. Михаил Васильевич Котельников ушел из жизни в расцвете творческих сил 9 мая 1953 г. - в День Победы. В памяти всех знавших его он остался победителем, награжденным орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Белого Льва и боевым Крестом Чехословацкой Социалистической Республики.
- в 1946-1949 М.М.Громов - заместитель командующего Дальней авиацией. (А.А.Симонов)
Рыцарь голубого океана Героика авиации не кончилась...
| - От редакции - Три поколения летчиков-испытателей - Продолжение следует - Три поколения летчиков-испытателей - Изделие «КС» - Три поколения летчиков-испытателей - Снова в Школе - «Я всю жизнь стоял на ковре» - Вспоминает Л.М.Нестерук - Второй выпуск - В.Г.Кондратенко - «ШЛИ занимала одно из первых мест в моей работе» - Л.В.Фоменко - Жизнь была коротка, но память вечна - Г.А.Тиняков - «Вспоминаю Школу летчиков-испытателей как счастливую сказку» - А.Д.Бессонов - «Статус Школы летчиков-испытателей должен существенно измениться» - Э.П.Княгиничев - «Я жалею лишь о тех, кто потерял не только слух, но и жизнь» - А.Х.Пантюхин - 23 года, отданные Школе летчиков-испытателей - Б.А.Лопухов - Настойчивость — залог успеха - Н.А.Жен
|