Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Испытатели

«ШЛИ со временем» - Рыцарь голубого океана



12 июля 1937 г. с подмосковного аэродрома в Щелкове в небо поднялся необычный одномоторный самолет, похожий на планер гигантских размеров. Управлял самолетом один из опытнейших летчиков страны — 38-летний Михаил Громов. С каждым годом становится все меньше людей, которые помнят 30-е годы, когда имя этого летчика было у всех на устах.
По-настоящему М.Громов привлек к себе внимание еще в 1925 г., когда из шести самолетов, вылетевших по маршруту Москва — Пекин — Токио, до японской столицы долетел лишь один [1], которым управлял М.Громов. За этот полет японское правительство наградило отважного летчика орденом Восходящего солнца. Правда, он эту награду получить не смог, так как у нашей страны еще не было дипломатических отношений с Японией. У себя же на родине М.Громов за этот полет был награжден орденом Красного Знамени. В следующем году М.Громов на отечественном цельнометаллическом самолете АНТ-3 осуществил скоростной перелет по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин — Париж — Рим — Вена — Прага — Варшава — Москва, преодолев расстояние в 7150 км всего за три дня! Восхищенные этим полетом французы приняли отважного летчика в свой клуб «Старые волки», а позже, во время Великой Отечественной войны, когда М.Громов командовал 1-й Воздушной армией, в состав которой входила дивизия «Нормандия-Неман», — французское правительство наградило его высшей наградой — командорским крестом ордена Почетного легиона.
В 1927 г. М.Громову было поручено осуществить перелет на трехмоторном самолете АНТ-9 по столицам Европы. Это задание было блестяще выполнено. Тогда он пролетел 9000 км за 53 часа. Имя М.Громова стало известно всему миру. Конечно, он, как и многие летчики того времени, мечтал побить, например, мировой рекорд дальности полета, установленный незадолго до этого в 1933 г. французскими летчиками Кодосом и Росси, пролетевшими по прямой на самолете «Блерио-110» 9104 км.
Возможно, эта мечта так и осталась бы мечтой, если бы в 1932 г. Политбюро не приняло решение создать специальный самолет для побития мировых рекордов. Правда, мотивы, которыми руководствовались в Кремле, были иными, чем у Громова. Дело в том, что в результате проводившейся коллективизации во многих хлебородных районах Украины, Северного Кавказа, Казахстана и Западной Сибири свирепствовал голод, уносивший жизни миллионов крестьян. В этих условиях Сталин, желая отвлечь внимание народа от трагедии, дал срочное задание А.Н.Туполеву спроектировать самолет для побития мирового рекорда дальности полета. А.Н.Туполев вместе со своими сотрудниками, все рассчитав, обдумав и взвесив, дал согласие на постройку такого самолета. Надо отдать должное бригаде конструктора П.Сухого, которая под общим руководством А.Н.Туполева за короткий срок самолет спроектировала, а 22 августа 1933 г. новый самолет АНТ-25, получивший шифр «РД» (рекорд дальности), выкатили из цеха на аэродром. Первый вылет на АНТ-25 осуществил М.Громов. После того как были устранены обнаруженные дефекты, началась подготовка самолета к рекордному полету на максимальную дальность по прямой. Однако такой большой трассы тогда у нас в стране не было, поэтому приняли решение сначала лететь на максимальную дальность по замкнутой кривой. Вместе с Громовым летели штурман Иван Тимофеевич Спирин, изобретатель многих навигационных приборов, и летчик-инженер Александр Иванович Филин. Несмотря на тщательную подготовку экипажа к полету, две первые попытки побить мировой рекорд из-за дефектов в двигателе были неудачны. Только в третий раз, в ночь с 14 на 15 сентября 1934 г., после 75 часов полета рекорд французов был побит. В этом полете экипаж самолета преодолел расстояние в 12 411 км, что на 1800 км было больше, чем у французов. В баках самолета осталось всего 30 кг бензина. Через 10 дней после полета Михаилу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза, а Спирин и Филин были награждены орденами Ленина.
Итак, главное было доказано: самолет АНТ-25 способен летать на сверхдальние расстояния и покорять мировые рекорды. А в это время желание побить мировой рекорд появилось еще у двух известных в те годы летчиков — Сигизмунда Леваневского и Валерия Чкалова. Так случилось, что незадолго до этого Туполевым по заданию правительства был создан предназначавшийся для чисто пропагандистских целей гигантский восьмимоторный самолет «Максим Горький», который должен был испытать М.Громов. Первый полет этого гиганта прошел успешно, и было решено продемонстрировать его в полете во время парада 1 Мая. Когда «Максим Горький» появился над Красной площадью со стороны Исторического музея в сопровождении истребителей, это вызвало настоящий фурор и бурные аплодисменты участников парада.
В тот же день в Художественном театре был дан концерт, на котором присутствовал и М.Громов. Во время концерта у него вдруг открылось язвенное кровотечение, из-за чего его пришлось срочно госпитализировать. Во время нахождения Громова в госпитале произошла катастрофа самолета «Максим Горький». Шло время. Сталин не желал ждать выздоровления Громова, и тогда политбюро дает согласие на первый вылет Сигизмунду Леваневскому. 3 августа 1935 г. Леваневский с наспех укомплектованным экипажем, плохо знавшим самолет АНТ-25, вылетел по маршруту Москва — Северный полюс — США. Однако через несколько часов, когда самолет находился над Баренцевым морем, в кабине была обнаружена течь масла. Полет пришлось прервать. Неудача срочно была обсуждена на политбюро, на котором присутствовали Туполев и Леваневский. Неожиданно для присутствующих неудачливый «рекордсмен» заявил, что он не доверяет самолетам Туполева, так как такие самолеты, по его мнению, мог делать только вредитель и враг народа, и он никогда больше не будет летать на его самолетах. Андрей Николаевич побледнел, ему сделалось плохо, и его срочно отправили домой.
Громов, внимательно следивший за полетом Леваневского, считал, что наличие масла в кабине свидетельствовало лишь о том, что масляный бак перед вылетом был заполнен до отказа, поэтому часть масла выплеснулась, но для дальнейшего полета это опасности не представляло.
Однако, несмотря на неудачу, С.Леваневский продолжал готовиться к следующему полету. Желая себя реабилитировать, он, после вступления в партию, в августе 1937 г. на морском четырехмоторном самолете ДБ-А, созданном Болховитиным, сделал еще одну попытку полета на максимальную дальность. С шестью членами экипажа он стартовал с подмосковного аэродрома и через некоторое время навсегда исчез в пучинах Ледовитого океана.
Желание побить мировой рекорд выразил Валерий Чкалов, который находился тогда в зените славы. Ему симпатизировал сам Сталин, который и дал согласие на этот полет. Правда, Чкалов, не имея опыта полетов но большие расстояния, решил сначала полететь на АНТ-25 до самой крайней точки на востоке страны, для чего привлек опытнейшего летчика Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова. 20 июня 1936 г. экипаж Чкалова совершил беспосадочный полет до острова Удд, пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км, из них по прямой — 8774 км. И хотя рекорда дальности в этом полете установить не удалось, все же всем членам экипажа было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В конце мая 1937 г. но политбюро было принято решение, что полет по маршруту Москва — Северный полюс — США будет выполнен совместно двумя экипажами - Чкалова и Громова - с получасовым интервалом в стартах.
Между Громовым и Чкаловым, который всегда считал Михаила Михайловича своим учителем, была достигнута договоренность, что первым взлетит Чкалов, а через полчаса — Громов. Но каково было удивление громовского экипажа, когда однажды, войдя в ангар, где находился их самолет, было обнаружено, что мотор с их самолета снят. Как выяснилось, мотор как более надежный был установлен на самолет Чкалова. Очевидно, что такого рода акция могла быть осуществлена только с разрешения Сталина, который явно симпатизировал своему протеже, недавно вступившему в партию большевиков.
Чкалов явно торопился с вылетом. Он загрузил самолет до отказа продуктами питания и теплыми вещами, кроме того, он пошел на риск, решив лететь на новом, более калорийном, но еще недостаточно проверенном сорте топлива. Ранним утром 18 июня 1937 г. самолет Чкалова, но котором было начертано «Сталинский маршрут», поднялся в небо и взял курс на Северный полюс.
А в это время беспартийный, да к тому же далеко не пролетарского происхождения, Михаил Громов продолжал готовить свой самолет к полету. В отличие от Чкалова он решил взять с собой только самое необходимое, чтобы залить в баки как можно больше горючего. Ведь каждый килограмм горючего позволял лететь дальше на 3 км. Опуская подробности полета самолета Чкалова, отмечу, что после 63-часового полета он приземлился 20 июня на аэродроме Бараке близ Ванкувера — дальше лететь он не мог из-за отсутствия горючего. Самолет пролетел 9130 км, из них по прямой — 8500 км, что было ниже рекорда французов.
Настала очередь лететь Громову. Перед вылетом он решил еще раз проверить свою машину, как оказалось, не зря: буквально через 1,5 минуты после взлета начала расти температура воды в радиаторе, что могло привести к отказу двигателя. Как потом выяснилось, один из болтов, соединяющих шторки радиатора с рычагом управления, разрушился. Если бы подобное случилось во время рекордного полета, когда машина была перегружена, то катастрофа была бы неминуемой. Итак, ранним утром 12 июля 1937 г. самолет М.Громова стартовал и взял курс на Новую Землю. Так начался триумфальный полет экипажа к заветной цели. Опускаю все подробности этого труднейшего полета, замечу лишь, что самолет Громова, пролетев над Северным полюсом, Канадой и США, готов был лететь и над Мексикой, и над Панамой: в баках было еще достаточно горючего. Однако дипломатических отношений у нас с этими странами не было, и пришлось приземлиться недалеко от Сан-Джасинто, в Калифорнии. За 62 часа полета было преодолено расстояние в 11 500 км, из которых по прямой — 10 148 км, что на более чем 1000 км превысило прежний мировой рекорд, установленный французами.
Заросшие, усталые, но счастливые Громов, Юмашев и Данилин спустились с самолета на землю. Весть о новой победе нашей авиации молниеносно облетела весь мир. Из Москвы пришла правительственная поздравительная телеграмма с блестящим завершением перелета Москва — Северный полюс — США и установлением нового мирового рекорда дальности полета по прямой.
По прибытии наших летчиков в Вашингтон президент Рузвельт радушно их встретил в Белом доме и обратился с такими словами: «Ваши достижения вызывают большое восхищение, и я горячо поздравляю вас». А а конце приема один из министров американского правительства дал такую оценку перелету: «Никакая работа дипломатов не могло сделать и за 16 лет того, что вы сделали своим перелетом для сближения народов Советского Союза и Америки».
После знакомство с Америкой наши летчики на комфортабельном океанском пароходе «Нормандия» отбыли во Францию, посетили Париж, где их восторженно встретили французы. Затем экипаж Громова отбыл поездом на Родину. Казалось, вся Москва встречала прибывших на Белорусский вокзал героев. После митинга летчики сели в открытые легковые автомобили, украшенные цветами, и проехали по улицам столицы, полным ликующего народа. В Георгиевском зале Кремля состоялся торжественный прием, но котором было объявлено, что А.Юмашеву и С.Данилину присваивается звание Героя Советского Союза, а М.Громов награждается орденом Красного Знамени. В день опубликования Указа на первых страницах газет были помещены портрет наркома НКВД Н.Ежова и постановление о его награждении орденом Ленина «за выдающиеся успехи в деле руководства органами НКВД». Что это были за «успехи», многие уже тогда догадывались. Счастливый от успешно завершившегося перелета, Туполев даже представить себе не мог, что пройдет всего два месяца и он вместе со своими сотрудниками по нелепейшему обвинению окажется на Лубянке. А начальника ЦАГИ Николая Харламова, бывшего начальника ВВС РККА дважды Героя Советского Союза Якова Смушкевича, начальника ВВИА им. Н.Е.Жуковского А. И.Тодорского, авиаконструктора Константина Калинина и многих других авиационных специалистов расстреляли. Так выразил свою ярость «лучший друг» советских авиаторов за неудачи наших ВВС в небе Испании.
Михаил Громов, давший путевку в жизнь почти всем самолетам Туполева, ждал ареста со дня на день. Но, к счастью, его не тронули. Более того, через некоторое время он стал депутатом Верховного Совета СССР. Будучи депутатом, Громов сыграл особую роль в судьбе будущего конструктора космических кораблей С.П.Королева, которого арестовали 27 июня 1938 г. по нелепейшему обвинению в членстве троцкистской организации, а потому он был обречен но верную гибель на Колыме.
Перед самой войной Михаил Громов вместе с А.В.Чесаловым, сотрудником Отдела летных исследований ЦАГИ, пробил идею создания Летно-исследовательского института, которая воплотилась в жизнь 8 марта 1941 г.
Уже после войны, когда Громову исполнилось 50 лет, он продолжал лелеять свою давнюю мечту — совершить беспосадочный перелет вокруг земного шара. Но вот «пробить» эту идею через министра авиационной промышленности М.Хруничева ему так и не удалось.
После войны Михаил Громов работал в аппарате МАП. Эта работа не приносила ему удовлетворения, он чувствовал себя невостребованным авиацией, для которой так много сделал. Полный сил и энергии, он был вынужден уйти на пенсию.
Завершая рассказ, хочу обратить внимание читателя на слова Михаила Громова, обращенные на торжественном вечере в доме литераторов к матери Королева — Марии Николаевне по случаю ее 90-летия: «Вы преподнесли дар Родине, нашему народу и всему миру — такого сына, который постиг наивысшие понятия о призвании человека! Да! Человек — это непревзойденное совершенство Вселенной! Его величайшая историческая вершина в стремлении к безграничному глубокому познанию как всей Вселенной, так и самого себя, человека — его бытия. Мы, земляне, хорошо знаем, что яблоко от яблоньки недалеко падает, и поэтому мы чтим, любим, восхищаемся Вами, наша Мария Николаевна!»
Эти добрые и мудрые слова, идущие от самого сердца, можно было бы повторить в адрес другой матери —Любови Игнатьевны, тоже преподнесшей бесценный дар нам и нашей Родине, каким был и остается для всех нас Михаил Михайлович Громов...
22 января 1985 г. его не стало. На могильной плите, установленной на Новодевичьем кладбище, начертаны слова:

«ФИЛОСОФУ ПОДВИГА, ТЕОРЕТИКУ ГЕРОИЗМА».

В.А.Шевченко

  1. до Токио летели 2 самолета, 6 самолетов летели до Пекина (прим. - А.А.Симонов)
М.М.Громов Три поколения летчиков-испытателей



- Три поколения летчиков-испытателей - Федор Иванович БУРЦЕВ
- Три поколения летчиков-испытателей - Без бюрократических проволочек
- Три поколения летчиков-испытателей - Крылатое семейство от И-1 до Е-7
- «Я всю жизнь стоял на ковре» - Л.М.Нестерук
- Второй выпуск - В.П.Васин
- «Я обязан продолжить дело, начатое дедом» - В.Ф.Токаев
- «Мы были как одна семья...» - В.С.Ильюшин
- Он выбрал вертолеты - Е.Ф.Милютичев
- Испытатель, наставник, рекордсмен - А.В.Федотов
- «Наш пятый набор был самым большим» - П.М.Остапенко
- Притяжение неба - В.П.Борисов
- Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
- Мечтал о самолетах — влюбился в вертолет - В.И.Перов

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства