Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Испытатели

«ШЛИ со временем» - «Мне было легко и просто смотреть на небо и звезды...» - И.В.Борисов



Говорят, музы живут на небесах. Но прекраснокрылых эфемерных этих созданий, сотканных из вдохновения, влечет земля. И тогда души людей, очарованные этим волшебным светом, в смутной тревоге и тоске по чему-то высокому устремляются за своими божествами — в небо, за облака, к солнцу, звездам... Перефразируя гимн человеку, прозвучавший из уст героя Олега Янковского в «Обыкновенном чуде», хочется воскликнуть: «Слава безумиям, которые, зная о том, что они смертны, не боятся ЛЕТАТЬ!»
А впрочем, все проще — как в жизни. Просто жил такой парень — Игорь Борисов. Летчик, сын летчика — поэт, влюбленный в небо. Любил, дружил, смеялся, писал стихи. Умел быть рядом с теми, кому нужен. Умел отвечать за то, что он делал. И все у него получалось, и дорога впереди была ясной — как взлетная полоса. Но слишком много чего НЕ БЫЛО — он просто не успел: жизнь оборвалась на взлете... Игорь Борисов родился 30 сентября 1956 г. Отец, Василий Петрович Борисов, — человек известный и уважаемый, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Мама, Лидия Ивановна, медик, с самоотверженностью русской женщины посвятило себя мужу и сыну. Игорь рос в атмосфере любви и уважения. Учился в школе № 8 — легко, без видимых усилий. Серьезный сообразительный паренек с фотографической памятью отличался еще усидчивостью и чувством ответственности. «Ну, что сказать о Борисове, — говорили о нем учителя, — все прекрасно!»
Призвание пришло рано. Рядом был отец — кумир, герой, и выбор был предопределен. Потом немного лет прошло,
И стал я понимать,
Что с отцом идти вперед
— Значит с ним летать... Василий Петрович брал сына с собой на аэродром, и у Игоря была возможность посидеть в кабине настоящей боевой машины, попробовать «на вкус», почувствовать романтику профессии летчика-испытателя. Мальчишку охватывал восторг. Он сочинил стихи об этих незабываемых моментах детства. С самого детства я прыгал от радости,
Когда меня брал с собою отец,
На самолете сидел я — птенец.
Потом, подрастая, я сам захотел
В кабину отца забраться,
И том, глядя вперед, все осмотрев,
Начинал я громко смеяться.
Мне было легко и просто
Смотреть на небо и звезды...» Окончив школу в 1974 г., Игорь поступил в Сасовское военное высшее летное училище. Учился, как и в школе, успешно, вдохновенно и с увлечением: Наконец-то поступил я летать учиться.
Буду на одном из самолетов я парить, кок птица.
Буду там я в вышине песни петь, сидя на крыле,
И сейчас учусь я здесь на одном дыханье... После окончания учебы — работа инструктором в своем училище. Но ниточка судьбы вело домой. Он знал, что его дом — взлетная полоса аэродрома ЛИИ, что он будет летчиком-испытателем. Мечты начинают сбываться - в 1977 г. Игорь поступает в ЛИИ. Началась работа. Рядом были отец, товарищи, которые помогали молодому летчику к встать на крыло». Но Игоря вела мечта: стать летчиком-испытателем. И в 1981 г. Игорь Борисов поступает в ШЛИ. Одновременно он учился и в МАИ. Школа летчиков всеми воспитанниками воспринимается как уникальное явление, а учеба в ней — как судьбоносный поворот в жизни. И дело не только в методике преподавания, обучения профессиональным приемам и технике пилотирования, не только в высочайшего класса педагогах и инструкторах, но и в той особой атмосфере творчество, доверия к молодым летчикам и предоставления им невероятной самостоятельности, которая для многих из них явилась серьезным испытанием.
Но для Игоря Борисова это была его стихия. Несмотря на молодость, Игорь был уже вполне «зрелым» пилотом (сказывался опыт работы в ЛИИ) и помогал советами менее опытным однокашникам.
Вообще, человек он был очень обаятельный, тактичный, дружелюбный и скромный. «На него невозможно было сердиться. Он обладал каким-то невероятным свойством, кок графит в уране, гасить конфликты, поглощать отрицательные эмоции», — говорит о нем Роман Таскаев, летчик-испытатель, вместе учившийся с Игорем в Школе летчиков. Игорь очень нежно, с большой любовью и нескрываемым восхищением относился к своим друзьям-летчикам. И если бы меня спросили,
Что тебе милей всего, -
Я ответил бы — пилоты
Мне дороже здесь всего. На таких вот держится держава,
Они славы не хотят.
Не щадят душевной страсти,
Да и жизни не щадят. Они сильны, смелы до боли,
Спасибо им за адский труд.
Но этот труд их не неволит,
Они опять летать идут... После Школы работал летчиком-испытателем в ЛИИ и «подлетывал» на туполевской фирме. Вместе с отцом, о чем Игорь так мечтал в детстве. Василий Петрович тренировал сына, а затем Игорь самостоятельно выпустил самолеты Ту-134, Ту-154, Ту-22М, летал на самолетах Ан-26, Ан-24, Ан-30, Ан-12, Ил-76. Летал вторым пилотом на Ту-144.
Совместный полет с отцом на Ту-144 оказался для Игоря незабываемым, фантастическим. Об этом он пишет в своем восторженном стихотворении «Мечта». Вообще, поэзия — неотъемлемой часть Игоря. «Стихи всегда со мной», — говорил он маме. В стихах, посвященных сыну Сашеньке, столько тепла, нежности, искреннего восторга: Я несу тебя на руках и нежно прижимаю,
Я несу тебя на руках — ноша моя дорогая;
Такой теплый и живой, мой сыночек дорогой, В этом - весь Игорь.
Кто знает, может быть, и Александру Борисову продолжать династию летчиков Борисовых.
Ну вот и все — о нем. Остается последний полет весной 1989 г., о котором хочется сказать одним словом — судьба... Игорь принимал участие в испытаниях по программе «Кайра» летающей лаборатории, переоборудованной из самолета Ан-26, но котором стояла телевизионная прицельная система. Испытания проводились в акватории Азовского моря. Тот полет был ночным. И вот это птица — судьба, разбившая стекло фонаря, где сидел летчик за штурвалом. Работоспособность летчика была утеряна на мгновение, на этого хватило, поскольку — малая высота, ночные условия... Шансов выжить не было. Несчастный случай, унесший жизни шестерых молодых, полных сил и энергии людей: пилота Игоря Борисова, старшего инженера-испытателя Ларисы Прошиной, штурмана Игоря Шухова, бортрадиста-испытателя Володи Калинина, инженера-испытателя Сережи Ситникова и инженера-конструктора Виктора Жиляева.
А нам, живым, остается память и благодарность за то, что они - были. Поэтому хочется закончить на оптимистической ноте - стихотворением Игоря Борисова, опубликованным в пятом номере «Студенческого меридиана» за 1985 г.: Города, геоточки и порты,
Полигоны, гостиницы стынь...
Далеко где-то точка опоры,
Дом, что стал мне родным и святым. ...Что запомнил в такой скоротечной
С переменой мест суете?
Как с расчетливостью аптечной
Подходил к ледяной полосе... Пробивался все дальше от дома,
Обходя непогоды стену.
Но чем дальше — больней по родному
Тосковал, ощущая вину. ...Прижимались колеса к бетону,
Опускало машина свой нос...
А из сердца рвалось: «Вот и дома!»
«Добрались-таки», — с губ сорвалось. ...Свет в окне... материнские руки...
И рассвет...
...Полоса — вдаль идет,
И за гранью слепящей разлуки
Снова взлет мой,
стремительный взлет!

Публикацию подготовила
Елена Романова


В.Г.Пугачев Р.П.Таскаев



- Настойчивость — залог успеха - Н.А.Жен
- Наш выпуск - Б.А.Орлов
- Увлеченный авиацией - Б.А.Орлов
- «Я хотел стать профессионалом» - В.П.Короткий
- Начальники Школы летчиков-испытателей
- «Летное обучение в ШЛИ должно быть делом государевым» - В.К.Александров
- «Главное в профессии — быть готовым к неожиданностям в полете» - В.Г.Пугачев
- Герои нашего времени - Р.П.Таскаев
- «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним» - В.М.Даниленко
- Школа — это прежде всего кадры
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1981-1983 гг.
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1985-1986 гг.
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1987-1989 гг.
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1995 гг.
- Выпускники ШЛИ - Выпуски МГА - ВЫПУСК 1959-1960 гг.
- Выпускники ШЛИ - Выпуски МГА - ВЫПУСК 1961-1962 гг.
- Выпускники ШЛИ - Выпуск МРП - ВЫПУСК 1989-1990 гг.
- Выпускники ШЛИ - Вертолетное отделение - ВЫПУСК 1961 гг.
- Выпускники ШЛИ - Вертолетное отделение - ВЫПУСК 1968 гг.

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства