Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Испытатели

«ШЛИ со временем» - «Летчик-испытатель — это прежде всего личность...» - В.Г.Гордиенко



Владимир Гаврилович Гордиенко — заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, выпускник ШЛИ 1962 гг. и один из выдающихся наставников Школы. Пять выпусков летчиков-испытателей, вспоминая годы учебы, обращают к нему слова благодарности. Именно он внес в процесс подготовки слушателей немаловажный принцип: летчик-испытатель должен знать самолет досконально, вплоть до каждой заклепки. Умение сочетать романтику с неиссякаемой жаждой познания и доведения за счет кропотливого труда до совершенства любой поставленной цели сделали его летную судьбу образцом гармонии. И по сей день он не расстался с небом, испытывая легкие самолеты. Мы сидим в уютной кухне теплого во всех отношениях деревянного дома, пьем настоящий молотый кофе и беседуем. Причем беседуем не первый раз. И я снова ловлю себя на мысли: вот уже пора уходить, а я опять не договорила о главном, о том, за чем вроде бы пришла. А цель визита, казалось бы, простая — взять интервью у заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза к юбилею Школы.
Однако Владимир Гаврилович Гордиенко — человек настолько многогранный, что говорить с ним можно обо всем и, наоборот, совершенно невозможно замкнуться на одной теме. Его гуманитарная эрудиция в сочетании с природной интеллигентностью каждый раз расширяла ноши беседы до огромных границ и делала общение бесконечным.
«А вы знаете, как я попал в испытатели? — сказал он однажды, отвечая на мой банальный вопрос. — Косвенно моим крестным отцом на этом пути стал Марк Галлай. В 59-м году, когда я служил капитаном в Чернигове, летал в эскадрилье летной части, вышла книга Галлая «Испытано в небе». Оно произвела на меня довольно сильное впечатление. Кроме того, у нас в эскадрилье по этой книге прошел диспут, как это было принято называть в те годы. Надо сказать, что о работе летчика-испытателя я уже мечтал тогда, но не думал, что могу заявить об этом вслух.
В результате я написал отзыв на книгу и отправил его в журнал «Новый мир». Так случилось, что редакция адресовала его автору книги, и я получил письмо от Галлая, в котором на мой вопрос, как складывается путь летчика-испытателя, Марк Лазаревич ответил предельно конкретно: «Я передал ваше письмо Чистякову (тогда начальник управления летной службы МАП) — пишите ему». Так я получил своего рода рекомендацию в Школу летчиков-испытателей.
Поступил не сразу — со второго захода, но Школа стала для меня той точкой отсчета, с которой началась моя, теперь могу сказать уверенно, счастливая летная судьба. Начальником Школы был Полунин. А сам Марк Галлай читал нам курс методики летных испытаний. Я с большой благодарностью и глубоким уважением вспоминаю всех наших преподавателей — это были высокопрофессиональные авиационные специалисты: В.Ф.Токаев, В.А.Новиков — заместитель начальника Школы по науке, В.Васянин — ведущий специалист и многие другие. Учился я с удовольствием и закончил по первому разряду. В нашем выпуске было двое отличников — Веремей и я, и надо сказать, наши судьбы сложились счастливо, хотя выпуск в целом оказался неудачным в смысле выживания — погибло 40%. Нам с Веремеем было предоставлено право выбора — это большая удача для того, что бы остаться работать на известной фирме. Удача начать работу на микояновской фирме была не призрачной, а вполне реальной. И когда я сказал, что хочу на завод, хочу познать самолет от заклепки, многие меня не поняли. Ведь заводской летчик считался как бы ремесленником, а работа на фирме — творческой. Но я до сих пор убежден: для того чтобы прийти к творчеству, пройти заводскую школу не только полезно, но и необходимо».
Так началась судьба испытателя Владимира Гавриловича Гордиенко на Горьковском авиационном заводе, где делались знаменитые МиГи. Нельзя сказать, что Гордиенко был в стороне от творчества, ибо Горьковский завод в те годы считался одним из лучших авиационных заводов и отличался в первую очередь очень сильным КБ.
16 лет Владимир Гордиенко отдал именно творческой работе и внес огромный вклад в испытания всех модификаций выдающегося высотного сверхзвукового истребителя МиГ-25. А испытания МиГ-25 начинались очень тяжело. В первых полетах разбили два самолета, в результате чего поступила команда Микояна — полеты прекратить.
«К нам на завод приехал Федотов, тогда шеф-пилот микояновской фирмы, — вспоминает В.Г.Гордиенко. — Надо было возобновлять полеты МиГ-25. «Завтpa будешь летать», — сказал он мнe. Я до сих пор благодарен ему за то, что поверил в меня — достаточно молодого испытателя, в сущности еще ничем себя не проявившего. Честно говоря, мое волнение было настолько велико, что, когда в назначенное утро погода оказалась нелетной, у меня как гора свалилась с плеч. Известная истина: «Если летчик собирается в полет как на подвиг — значит, к полету не готов».
Видимо, свалившееся на меня доверие надо было пережить, осмыслить и просто собраться. Слава Богу, хватило одного дня. На следующий день мне предстояло сделать один полет — задача простая (после предшествующих неудач) — взлететь и сесть. Когда же самолет приземлился, Федотов дал «добро» на следующий полет — с двумя ракетами. В этот день мне удалось сделать три полета. И с того дня для меня открылась «зеленая улица».
На мой вопрос об экстремальных ситуациях, Владимир Гаврилович отреагировал, как мне показалось, слегка растерянно: «Летчики-испытатели работают в не проверенных на практике условиях, в том числе и в экстремальных. Это не особые ситуации — это обычная работа». И тут же добавил: «Есть, конечно, эпизоды, которые отложились в памяти особо». И он показал мне золотые часы советской фирмы «Полет». С обратной стороны выгравирована надпись: «За мужество от руководство завода». Шли обычные серийные испытания МиГ-25. Чарующий женский голос по радиообмену сообщил о целой серии отказов, в том числе основной гидравлики. С большим трудом самолет удалось посадить не на свой аэродром, а на ближайший военный аэродром в Правдинске.
«Ну, рассказывай», — встретил меня директор завода, — вспоминает Владимир Гордиенко. — Я рассказываю, потом пишу отчет о дефектах. А сам волнуюсь — вдруг ошибся, вдруг дефекты не подтвердятся. Такое случается. Ночь не спал. К утру специалисты провели исследования и дали ответы но все вопросы. Все дефекты подтвердились». 70-е гг. в ношей стране были ознаменованы завидным теперь подъемом в авиации. Летали много. Как и многим другим летчикам-испытателям, Владимиру Гордиенко приходилось участвовать не только в обычных испытательных полетах.[1] В 1971 г. несколько советских самолетов МиГ-25РБ в варианте разведывательных модификаций были доставлены на арабскую авиабазу «Каиро-вест». Владимир Гордиенко был первым летчиком, совершившим там начальные облетные попеты. Позже к нему присоединились его военные коллеги, летчики-испытатели Николай Стогов и Александр Бежевец. Тогда же на МиГ-25 были выполнены беспрецедентные по тому времени разведывательные полеты над территорией Израиля. С воздуха были сняты все стратегически значимые районы. И ни одно из существующих в то время в Израиле средств ПВО, включая все типы истребителей-перехватчиков и ракет «земля — воздух», несмотря на многочисленные попытки атаковать, не могли противостоять самолетам, летевшим на скорости, превышающей в 2,5 раза скорость звука, на высоте 20 километров
26 апреля 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Владимиру Гавриловичу Гордиенко было присвоено звание Героя Советского Союза.
Что главное в профессии летчика-испытателя? Ответить на этот вопрос нелегко, ибо слишком многого требует жизнь от этой профессии: и мужества, и самообладания, и внутренней дисциплины, и человечности. Александр Гарнаев, вспоминая в своей книге о годах обучения в ШЛИ, написал:
«Очень необычным показался нам инструктор нашей группы. Я раньше слышал немало об этом известном летчике-испытателе — заслуженном летчике-испытателе, Герое Советского Союза Владимире Гавриловиче Гордиенко... Наша первая беседа с ним как с инструктором группы слушателей Школы летчиков-испытателей показалось странноватой. Он начал со слов:
«Вы, наверное, думаете, что наша с вами задача — учить вас летать? Нет, вы все не новички в полетах. Мы, конечно же, научим вас многому из специфики испытательных полетов, но я свою цель вижу в аналогии с мастерскими Высших школ актерского мастерства — делать из обучающихся личностей с намного более вдумчивым восприятием жизни и всего окружающего — в соответствии со спецификой вашей новой и очень сложной профессии... И сейчас я готов держать пари — ему удалось это сделать! По крайней мере, с некоторыми из нас!»

Наталия Знаменская

  1. Это «цитата» из книги А.Ю.Гарнаева и В.И.Ахрамеева «Аэроузел»
Настойчивость — залог успеха Наш выпуск



- Он выбрал вертолеты - Е.Ф.Милютичев
- Испытатель, наставник, рекордсмен - А.В.Федотов
- «Наш пятый набор был самым большим» - П.М.Остапенко
- Притяжение неба - В.П.Борисов
- Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
- Мечтал о самолетах — влюбился в вертолет - В.И.Перов
- «Летчик-испытатель — это прежде всего личность...» - В.Г.Гордиенко
- Ваше благородие, госпожа удача - П.Г.Левушкин
- «Я благодарна судьбе, что все так получилось...» - Г.В.Расторгуева
- Три школы моей профессии - Л.С.Попов
- Единственная и неповторимая - С.Е.Савицкая
- Восемнадцатый выпуск - А.В.Махалин
- «Мне было легко и просто смотреть на небо и звезды...» - И.В.Борисов
- «Мне было легко и просто смотреть на небо и звезды...» - С.Н.Мельников
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1948-1950 гг.
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1951-1953 гг.
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1984-1985 гг.
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1986-1987 гг.
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1992-1993 гг.

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства