Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Испытатели

«ШЛИ со временем» - Притяжение неба - В.П.Борисов



Василий Петрович БОРИСОВ, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза. Награжден за летные испытания орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Красной Звезды. Почетный авиастроитель. Что может сравниться с полетом? Наверное, только любовь. Поэтому так велико притяжение неба. На излете век двадцатый, и вот-вот земля начнет закручивать спираль нового тысячелетия. Не в чести героический пафос и романтизм 50—60-х, и, кажется, даже «звездная болезнь» имеет выраженную коммерческую окраску. Впрочем, что судить о временах — они всегда не хуже и не лучше, они — другие. Но все та же романтика — звездный вирус авиации — заставляет современных мальчишек мечтать о небе, рисовать самолеты, поднимать бокал с кока-колой «за все двигатели всех российских самолетов!» и... поступать в Школу летчиков-испытателей.
И все же именно поколение тех, чей путь в авиацию начинался в 50-60-х гг., явило необыкновенно мощную плеяду, славу отечественной авиации — ученых, инженеров, конструкторов, летчиков-испытателей, благодаря разуму, воле и энергии которых мы имеем ту авиацию, которой до сих пор гордимся. Страна чаще всего не знала своих героев, но фантастическая техника, рожденная в «почтовых ящиках», вырывалась на волю, в небо: они — и самолеты, и летчики — были созданы, чтобы летать!
К этой блестящей плеяде авиаторов принадлежит заслуженный летчик-испытатель. Герой Советского Союза Василий Петрович Борисов, выпускник ШЛИ 1959—1960 гг.
Мальчишка военной поры, Вася Борисов «заболел небом» рано. Да и как же иначе: семья жила в непосредственной близости от аэродрома в Кольцове (под Свердловском), а первым кумиром был летчик — комбриг, отец одноклассника. И первая осознанная мечта: «Вырасту — обязательно буду летчиком!» Мечте суждено было осуществиться.
После успешного окончания в 1947 г. свердловской спецшколы ВВС Василий Борисов был направлен в военное летное училище в Омске, которое с отличием закончил в 1950 г. А затем по май 59-го он работал в родном училище в качестве инструктора и командира эвена. За это время 120 молодым летчикам дал «путевку в небо» инструктор Борисов. Но, как говорят летчики, учиться надо всю жизнь. Ведь жизнь — как полет; остановка е воздухе — и падение, штопор.
Судьбоносным поворотом в жизни стала учеба в Школе летчиков-испытателей, куда майор Борисов поступил в 1959 г. Как говорит Василий Петрович, летчики зачитывались книгами американских и русских летчиков-испытателей. И вообще, слухами о Школе земля полнилась. Это, безусловно, повлияло на решение стать летчиком-испытателем. Василий был опытным пилотом, поэтому учиться было легко, но как захватывающе интересно! В.Л.Борисов и многие из его сокурсников благодаря уникальной летной подготовке впоследствии стали асами летных испытаний, заслуженными летчиками-испытателями. Героями Советского Союза.
В 1960 г. Василий Борисов с отличием и благодарностью министра авиационной промышленности окончил ШЛИ. С тех пор и до настоящего времени работает на АНТК им. Туполева. За время работы летчиком-испытателем освоил 80 типов самолетов — истребителей, транспортных, тяжелых, пассажирских. Испытывал первый тяжелый сверхзвуковой самолет Ту-22, с первого подъема машины летал на легендарном бэкфайереТу-22М. Работал на Ту-144, Ту-154, Ту-134 и других типах самолетов, проводил испытания «отказных» ситуаций и принимал участие в доводке машин, И — опять учился, на этот раз в МАИ, который окончил в 1967 г.
26 апреля 1971 г. Василию Петровичу Борисову за мужество и героизм, проявленные при летных испытаниях, присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1973 г. - звание заслуженного летчика-испытателя СССР. Впрочем, Василий Петрович не слишком многословен, о подвигах и «воздушной романтике» летных испытаний говорить не любит. В общем, асе просто, как в песне: «Такая у нас работа — учить самолеты летать». А летать во времена расцвета советской авиации, освоения сверхзвука и перехода на реактивную технику приходилось много.
Вехой в летной биографии В.П.Борисова стал первый в истории авиации беспосадочный полет на самолете Ту-22М в акваторию Охотского моря и обратно с двумя дозаправками в воздухе. 13 мая 1976 г. с аэродрома ЛИИ взлетел сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М, пилотируемый В.П.Борисовым (второй пилот Г.Ф.Бутенко, штурман Л.С.Сикачев, бортоператор Б.И.Кутаков).
Экипаж точно выполнил полетное задание. Первая дозаправка произошло в районе оз. Байкал при очень сильной болтанке. В таких условиях сложно сконтактироваться, а действовать надо было ювелирно точно. За 32 минуты Ту-22М принял на борт 41 тонну топлива. Василию Петровичу показалось, что за то время, что он шел под хвостом танкера, можно было родиться и вырасти.
Все, есть заправка! Дальше — к Шантарским островам в Тихом океане и обратно. И — вторая заправка. «Мясищевские» танкеры шли с Воздвиженки (база недалеко от Владивостока). Встретились около Иркутска. Впереди — стена облаков. Земля дает команду: «Заправку в воздухе запрещаю!» Командир группы танкеров приказ дублирует. Но заправляться-то надо! Борисов принимает решение и дает команду экипажу самолета-заправщика: «Не дрейфь, выпускай конус!» Сконтактировались и вошли в облачность. Видимости никакой, даже огни в бомболюках танкера почти не видны, болтанка. Тем не менее заправились и пошли на Москву. Встречный ветер — 350 км/ч, поэтому скорость гораздо ниже расчетной. Возникла «отказная» ситуация: 10 часов горела лампа «Стружка в масле» — до конца полета была большая вероятность того, что «заклинит» двигатель, Кроме того, на правом двигателе горел индикатор «Мало масла». Однако полет успешно за вершился, экипаж провел в воздухе 17 часов. «Жестко было сидеть на кресле катапульты», — смеется, вспоминая, Василий Петрович.
В феврале 1977 г. на самолете Ту-144 ведущий пилот В.П.Борисов с экипажем в со ставе второго пилота С.Т.Агапова, штурмана В.А.Трошина, бортинженера Ю.Т.Селиверстова, ведущего инженера М.В.Панкевича и начальника испытательной бригады В.М.Кулеша совершили беспосадочный полет Москва — Хабаровск и обратно. Расстояние в 6500 км преодолели за 3 час. 25 мин, самолет выполнял полет со скоростью на марше - 2200-2300 км/ч на высоте до 20 км. Метеоусловия в Жуковском были довольно сложными. Взлетали ночью, в тумане, был такой сильный гололед, что автобус, доставлявший экипаж к самолету, раза два развернуло, полосу пришлось расчищать. Перелет прошел успешно. Единственным пассажиром на борту пассажирского Ту-144 был начальник ЛИИ Виктор Васильевич Уткин.
В.П.Борисов принимал участие в трех авиасалонах в Ле-Бурже, где демонстрировал самолеты Ту-134, Ту-154, Ту-144, в авиасалоне в Нагое (Япония, 1971 г.). Был участником демонстрационных полетов в России и за рубежом — в Египте, Тунисе, Марокко, Судане, Эфиопии.
Памятным был попет по маршруту Каир — Хартум с представителями египетской авиакомпании на борту. Самолет с пассажирами и семью тоннами технического груза вылетел из Каира при великолепной погоде в город Хартум («Хартум» в переводе — «буран», пыльная буря). И, надо сказать, Хартум оправдал свое название: поднялась пыльная буря. Пыль рыжая, мелкая, как мука, закрыла землю. Аэродром не оборудован средствами захода на посадку, стоит лишь одно приводная станция за 4 км до полосы и за 800 м от створа полосы, ветер больше 20 м/с под 90° к ВПП. Полоса короткая, температура у земли +40°. Шеф-пилот египетской авиакомпании очень волновался, давал советы — невпопад. Сели со второй попытки. Приземлились точно, мягко на первых ста метрах полосы. Представитель «Аэрофлота», который встречал самолет, выкурил пачку сигарет — так волновался. В этот день в Судане не взлетел и не сел ни один самолет.
Летная судьба Василия Петровича Борисова сложилось удачно, ему ни разу не пришлось катапультироваться и лететь «на честном слове и на одном крыле». Но судьба порой берет реванш.
Летчик Борисов подарил небу самое дорогое, что у него было, — сына. Талантливый летчик-испытатель и просто хороший, душевный парень Игорь Васильевич Борисов погиб при летных испытаниях летающей лаборатории в акватории Азовского моря в 1989 г. Поэтому особенным, щемяще-памятным для Василия Петровича остался совместный полет с сыном на Ту-144. Про этот полет Игорь написал восторженные стихи. После гибели сына надо было стиснуть зубы, чтобы не сломаться, и Василий Петрович Борисов летал, пока пропускала летная комиссия, до 65 пет.
Воистину «есть одна у летчика мечта — высота, высота...».

Подготовила Елена Романова

Э.П.Княгиничев А.Х.Пантюхин



- Второй выпуск
- В.Г.Кондратенко
- «ШЛИ занимала одно из первых мест в моей работе» - Л.В.Фоменко
- Жизнь была коротка, но память вечна - Г.А.Тиняков
- «Вспоминаю Школу летчиков-испытателей как счастливую сказку» - А.Д.Бессонов
- «Статус Школы летчиков-испытателей должен существенно измениться» - Э.П.Княгиничев
- «Я жалею лишь о тех, кто потерял не только слух, но и жизнь» - А.Х.Пантюхин
- 23 года, отданные Школе летчиков-испытателей - Б.А.Лопухов
- Настойчивость — залог успеха - Н.А.Жен
- Наш выпуск - Б.А.Орлов
- Увлеченный авиацией - Б.А.Орлов
- «Я хотел стать профессионалом» - В.П.Короткий
- Начальники Школы летчиков-испытателей
- «Летное обучение в ШЛИ должно быть делом государевым» - В.К.Александров
- «Главное в профессии — быть готовым к неожиданностям в полете» - В.Г.Пугачев
- Герои нашего времени - Р.П.Таскаев
- «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним» - В.М.Даниленко
- Школа — это прежде всего кадры
- Выпускники ШЛИ - САМОЛЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ВЫПУСК 1981-1983 гг.

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства