Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Испытатели

«ШЛИ со временем» - «Я обязан продолжить дело, начатое дедом» - В.Ф.Токаев



Имя Валерия Федоровича Токаева хорошо помнит старшее поколение летчиков-испытателей. Они помнят о нем как О сильном, грамотном инструкторе Школы летчиков-испытателей ЛИИ им. М.М.Громова, в которой он работал с 1951 по 1969 г. помощником начальника ШЛИ по штурманской службе.

Валерий Токаев родился 1 сентября 1922 г. в г. Котельники, что неподалеку от г. Елец. В 1939 г. поступил в Алсуфьевскую школу штурманов ВВС. В 1941 г. молодой штурман попал на фронт. Ему приходилось летать на различных бомбардировщиках на сложные задания, Очень часто летал к партизанам Белорусского фронта, которым доставлял медикаменты, боеприпасы, эвакуировал раненых. Участвовал в ночных налетах но Берлин. Несколько раз был сбит над территорией врага. После войны, демобилизовавшись, остался в авиации. Он был инспектором Министерства авиационной промышленности (МАП). С 1948 г. стал штурманом-испытателем, а одновременно с этим и штурманом-инструктором ШЛИ ЛИИ им. М.М.Громова. В.Ф.Токаев принимал активное участие в испытаниях современной техники. Тогда только зародилась реактивная авиация — это было начало реактивной эры. Ему доводилось много раз летать в одном экипаже с Ю.Гарнаевым, с Амет-хан Султаном и с другими летчиками-испытателями, которых уже с нами нет...
Вместе со своими друзьями заслуженными летчиками-испытателями М.К.Агафоновым и М.М.Котельниковым Валерий Федорович принимал активное участие в испытаниях самолета Ту-16 и его прототипа — пассажирского Ту-104.
В свободное от полетов время он разрабатывал новые методики для слушателей ШЛИ. Вообще к слушателям ШЛИ, которые приходили из боевых частей ВВС, опытный штурман пунктуальными не только в воздухе, но и на земле. А в воздухе случалось всякое...
В своей книге «Записки летчика-испытателя» известный летчик-испытатель Б.А.Орлов вспоминает: Когда я был слушателем ШЛИ, на самолете Ил-28 заходили на посадку с большой скоростью. Перед самой землей я в наушниках услышал энергичный голос Токаева, который мне советовал уходить на второй круг. Ведь опытный штурман знал, чем могла закончиться эта посадка...»
Валерий Федорович был влюблен в свою профессию. Но судьба готовила ему страшные испытания.
Это случилось 19 февраля 1969 г. Предстоял рядовой учебный полет со слушателем ШЛИ на четырехмоторном самолете Ан-10. Согласно заданию экипажу Ан-10 при заходе на посадку предстояло сымитировать отказ двигателей.
Но прямой перед посадкой ошиблись — выключили два двигателя на одной плоскости. Эта ошибка стала роковой. На малой высоте самолет тут же развернуло в сторону неработающих двигателей. Во время быстрого падения самолета Валерий Федорович из своей штурманской кабины, которая располагалась в носу Ан-10, перебрался в кабину пилотов, так как знал, что при ударе о землю от «штурманской» ничего не останется. Ему уже почти удалось переползти в кабину пилотов, но самолет столкнулся с землей...
Штурман-испытатель Токаев в тяжелом состоянии с открытыми переломами был доставлен в Москву в институт им. Склифосовского. Врачи в буквальном смысле собирали его по частям. Целый год он проходил курс лечения. Только мужественный, сильный духом человек, каким был Валерий Федорович Токаев, смог выдержать эти страшные испытания судьбы.
После этой страшной аварии, после длительного и тяжелого выздоровления он по-прежнему остался верен своему делу, но только на земле. Летать он больше не мог. А на земле ему было чем заняться. Он разрабатывал и усовершенствовал новые методики для слушателей Школы летчиков-испытателей, методики для летных испытаний и многое другое.
Во многом благодаря этим методикам некоторые молодые летчики-испытатели из первых выпусков ШЛИ обрели крылья.
Грамотные методики В.Ф.Токаева и по сей день используются слушателями ШЛИ.
В ноябре 1995 г. штурман-испытатель 1-го класса Валерий Федорович Токаев ушел из жизни. О нем осталась вечная память в сердцах летчиков-испытателей, его родных и близких. А я - внук, которого дед научил любить небо и уважать профессию летчика, — обязан продолжить дело, начатое дедом. Виталий Скрипов,
курсант Балашовского высшего военного
авиационного училища летчиков

Вспоминает Л.М.Нестерук «Мы были как одна семья...»



- Три поколения летчиков-испытателей - Федор Иванович БУРЦЕВ
- Три поколения летчиков-испытателей - Без бюрократических проволочек
- Три поколения летчиков-испытателей - Крылатое семейство от И-1 до Е-7
- «Я всю жизнь стоял на ковре» - Л.М.Нестерук
- Второй выпуск - В.П.Васин
- «Я обязан продолжить дело, начатое дедом» - В.Ф.Токаев
- «Мы были как одна семья...» - В.С.Ильюшин
- Он выбрал вертолеты - Е.Ф.Милютичев
- Испытатель, наставник, рекордсмен - А.В.Федотов
- «Наш пятый набор был самым большим» - П.М.Остапенко
- Притяжение неба - В.П.Борисов
- Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
- Мечтал о самолетах — влюбился в вертолет - В.И.Перов
- «Летчик-испытатель — это прежде всего личность...» - В.Г.Гордиенко
- Ваше благородие, госпожа удача - П.Г.Левушкин
- «Я благодарна судьбе, что все так получилось...» - Г.В.Расторгуева
- Три школы моей профессии - Л.С.Попов
- Единственная и неповторимая - С.Е.Савицкая
- Восемнадцатый выпуск - А.В.Махалин

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства