Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Палубная авиация

ДОРОГА В НЕБО VIII



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДОРОГА В НЕБО


VIII

В один из осенних дней я выехал в "Москву-400", удивляясь тому, что двигаюсь в противоположную от Москвы сторону. Ни на одной карте в заволжских степях не было населённого пункта с таким названием. Проехал станцию Капустин Яр, не имея представления о том, что это место знают даже в Пентагоне. Здесь основоположник отечественной ракетной техники С.П.Королёв проводил опытные пуски своих первых ракет Р-1, Р-2. Здесь главный конструктор ракет нового направления М.К.Янгель летом 1957 года произвёл пуск своей первой ракеты Р-12, а в июне 1960 года начал испытания мощной ракеты Р-14 (СС-4). Ракеты его конструкции вплоть до СС-17 и СС-18 составляли основу Ракетных войск стратегического назначения. Здесь впервые была апробирована идея "ракетчика номер один" - построена шахта для баллистической ракеты, из которой был произведён успешный пуск. Здесь функционировал Центр по испытаниям ракетных комплексов противовоздушной обороны страны и автоматизированных систем наведения авиации.
Из окна вагона с одной стороны была видна широко раскинувшаяся дельта Волги, противоположный берег которой даже не просматривался на горизонте, а с другой стороны - унылая степь, явно не предназначенная для земледелия. Через час поезд остановился на станции Владимировка, и я оказался в небольшом авиационном городке, расположенном на высоком берегу Ахтубы - притока Волги. Народная молва утверждает, что во времена татаро-монгольского нашествия в этой реке утонула дочь великого хана по имени Туба. Городок, ничем не огороженный, без признаков наличия контрольно-пропускных пунктов, тем не менее оказался режимным. Меня, в форме младшего офицера, не поселили даже после предъявления командировочного удостоверения в гостинице. Сам аэродром со всеми служебными зданиями находился недалеко от жилого городка. Долго с волнением ждал у КПП, когда проведут внутрь для беседы с начальством. Вдруг подходит невысокий, подвижный подполковник, как потом оказалось, лётчик-испытатель И. С. Гудков.
- Это ты, что ли, рвёшься в испытатели, чтоб я так жил?
-Я.
- Тогда поехали, шо ты здесь стоишь. Позже я узнал, что это жаргон не одессита, а сироты, воспитанного в детском доме для беспризорных. Было неожиданным не только весёлое и дружелюбное выражение его лица, но, главное, непосредственное отношение старшего офицера к младшему. Через несколько минут оживлённого разговора стало ясно, куда занесла меня судьба. В своё время здесь был развёрнут полигон по испытаниям авиационного вооружения, носивший название 6-й НИИ ВВС. Но в конце 1950-х годов он утратил свою самостоятельность, так как вошёл в состав ГК НИИ ВВС (Государственного Краснознамённого научно-испытательного института Военно-воздушных сил), центр которого был перебазирован с подмосковного аэродрома. Этот институт был основан в 1920 году как авиационная испытательная организация под названием "Опытный аэродром" и располагался на окраине Москвы - на Ходынском поле (сегодня - у Центрального аэровокзала). Основное назначение - проведение государственных испытаний опытных и модифицированных самолётов, двигателей, различного оборудования и вооружения, а также внедрения их в строевые части. В 1926 году "Опытный аэродром" был переименован в НИИ ВВС. В процессе увеличения объёма работ появилась необходимость перебазирования этой организации на построенный под Москвой аэродром (ныне - Чкаловский). Перелёт большого количества боевых самолётов на новый аэродром произошёл в 1932 году прямо через Красную площадь. Это был первый неофициальный воздушный парад, лидером которого стал В.П.Чкалов на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3.
Структурно институт состоял из нескольких управлений, отдельные из которых были лётными. Мы ехали в первое, лётное. Когда я зашёл в кабинет начальника этого Управления, из-за стола поднялся высокий, стройный генерал. Вскоре после окончания войны, в 1947 году, он участвовал в подготовке к воздушному параду первых реактивных МиГов (который не состоялся из-за плохих метеоусловий). После моего официального доклада начальник, посмотрев на меня сверху вниз внимательным взглядом человека, умудрённого жизнью, пригласил сесть и спросил:
- Вы из училища? Лётчик-инструктор?
- Да, прибыл из Качинского училища.
- Я знаю. У нас была свободная лётная клетка, но вы же не приехали своевременно. Мы уже взяли на неё лётчика из строевой части. Я был буквально ошарашен неожиданным поворотом событий и, видимо, имел в тот момент очень плачевный вид, потому что генерал вдруг спросил:
- Вы что, очень хотите стать испытателем?
- Готов работать здесь с лопатой в руках, но обратно не вернусь, - отчаянным голосом произнёс я.
- Ну, зачем же так, - засмеялся генерал. - У меня есть вакансия инженера в одном из отделов. Она не лётная, но летать будете, согласны?
- Я согласен на всё!
- Вот и хорошо, но это временно, до тех пор, пока кто-нибудь из ветеранов не уйдёт на пенсию. Вы ещё очень молоды, лейтенант, и вам будет нелегко. Возможно, не всё сразу станет получаться. Но с самого начала я хочу дать вам один совет: какой бы полёту вас ни получился, что бы у вас в воздухе ни произошло, на земле нужно рассказывать только то, что вы наблюдали как лётчик, потому что в испытательной работе одно из самых главных правил - Честность.
В дальнейшем я много раз убеждался в огромной важности этих слов для успешного и объективного проведения испытаний.

Глава VII Часть вторая



- Палубная авиация XI
- ДОРОГА В НЕБО I
- ДОРОГА В НЕБО III
- ДОРОГА В НЕБО V
- Палубная авиация I
- ДОРОГА В НЕБО VIII
- II
- IV
- V
- VII
- VIII
- XI
- XIII
- XIX
- XVI
- Палубная авиация III
- XX
- XXII
- XXIV

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства