Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Прочность

А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - О свидетелях



О свидетелях

Свидетели, наблюдавшие катастрофу, могут существенно помочь аварийной комиссии. Но не всегда. Слепая бабка и глухой дед были в моей практике не худшими свидетелями.
В 1969 году на Украине разбился истребитель, два летчика погибли. Данных для выяснения причин было недостаточно.
Находить свидетелей обычно помогала милиция. Она сообщила, что есть человек, над которым самолет пролетел за 4-5 секунд до падения. Комиссия с нетерпением ждала его показаний. А они оказались такие:
- Я сидел с. . л. Вдруг гу-гу-гу-гу. А потом гу-гу.
- А что вы видели?
- Я же говорю: я сидел.....гу-гу и так далее. Поехали на место. Свидетель точно определил, где сидел. Это было по курсу взлета. Самолет упал в 400 метрах у него за спиной. Так мы узнали, что человек, справляя большую нужду, не смотрит на небо. Но этого комиссии было мало.
Особенно опасные свидетели - дети и подростки. В 1977 году потерпел катастрофу в ЛИИ МиГ-23УБ. Оба летчика погибли. В 100 метрах от места падения играли дети в возрасте от 10 до 14 лет. Они рассказали: пролетая над нами, летчик открыл фонарь, помахал рукой и выбросил коробку с приборами, которую они обязательно найдут. Из анализа траектории и записей приборов было очевидно, что самолет в поле зрения детей находился одну - полторы секунды. Летел он со скоростью 900 километров в час. Открыть фонарь в полете невозможно. Помахать рукой тоже: на этой скорости руку оторвет. Никакой коробки с приборами, которую можно было бы выбросить, на самолете не было. Но какие ясные и правдивые были у них глаза во время рассказа!
Или еще случай. При расследовании причин катастрофы истребителя появилась версия о частичном разрушении самолета в воздухе.
Самолет перед падением пролетел над школой. Решили опросить детей, не отделялись ли от самолета какие-либо части конструкции.
И вот подросток на велосипеде привез некий предмет и утверждал, что он отвалился от самолета. Ему дали в руки модель и просили показать, от какого места предмет отвалился. Он точно показал, где находилась на самолете Як-28П предъявленная им шестерня от комбайна. Его глаза тоже были ясны и правдивы.
Вероятно, дети не лгали, а фантазировали. Я вспоминаю эти случаи, когда в печати появляются сообщения о том, что дети наблюдали визит инопланетян.

Еще о расследовании летных происшествий Какими качествами должен обладать летчик-испытатель?



- Пролог. Он же эпилог.
- Еще о рекордных перелетах
- Летные испытания на штопор
- Василий Сталин
- Летные испытания на прочность
- Яков Ильич Верников
- А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - О свидетелях
- Сергей Николаевич Анохин
- А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - Когда не везет

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства