Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Прочность

Виктор Александрюк и Александр Васько



1945 год. Висло-Одерская операция. Почти над аэродромом группа наших и немецких истребителей ведут бой, хорошо видимый с земли. От группы отходят два «мессершмитта», их преследует пара «лавочкиных». Расстояние между ними хотя и медленно, но сокращается. Еще немного и можно стрелять. Но ведущий «лавочкиных», не дождавшись нужной дистанции огня, энергично отваливает вверх. Ведомый следует за ним.
Через несколько минут посадка, и к ведущему Ла-7 Виктору Александрюку подходит командир полка.
— Витя! Ну почему же не сбил?
— Товарищ полковник, а если бы сзади была другая пара «мессеров», то сбили бы Васька.
— Но сзади никого не было.
— Это Вы видели, что сзади не было, а я не видел.
В это время подошел замполит и поставил вопрос жестче:
— Почему не уничтожил врага?
Виктор, стоявший поначалу смирно, после выступления замполита засунул большой палец за ремень, а носком сапога начал выковыривать из земли какой-то камешек и всем своим видом показал, что дальнейший разговор нецелесообразен.
Упрек начальства произвел на Витю столь большое впечатление, что он продолжил высказывания уже вечером дома.
Весьма эмоционально он высказывался о начальстве с употреблением неформальной лексики. Несколько многословно он сформулировал мысль, высказанную еще Шота Руставели:
— Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.
Главная же его мысль заключалась в том, что Васько ему дороже дюжины сбитых немцев и дороже орденов, и он его под удар никогда не подставит, что бы там ни говорило начальство.
Виктор Александрюк и Александр Васько начали воевать с 1941 года, а в 1943 война свела их в истребительную пару, которую они сохранили до самого конца войны.
Оба были опытными боевыми летчиками. Обоим неоднократно предлагали должностные повышения, но они их упорно отклоняли, так как тогда была бы нарушена их пара. Это не были ведущий и ведомый, старший и младший, командир и подчиненный. Это был единый боевой организм.
Они эффективно, хорошо воевали, но забота о жизни напарника в бою была основой их успеха. Когда представлялась возможность, ведущий уступал ведомому возможность на решающий удар. Поэтому у них было одинаковое количество сбитых самолетов.
Командир корпуса Евгений Яковлевич Савицкий, сам активно летающий ас, иногда брал Александрюка и Васько в боевые вылеты. Так была безупречна их репутация надежного щита.
Позже, знакомясь с литературой о немецких летчиках-истребителях, я узнал, что в части, где были лучшие асы Люфтваффе, было такое же отношение к ведомым, как у Александрюка и Васько. Вероятно, это был важный закон воздушной войны. Функциональное взаимодействие должно быть важнее должностной иерархии.
Обоим — Виктору и Александру, ведущему и ведомому, было присвоено звание Геров Советского Союза. Другого такого случая я не знаю. Многие ведомые известных асов стали Героями Советского Союза, но уже после того, как, приобретя опыт, сами стали ведущими. А вот чтобы сразу и ведущему, и ведомому, такого, кажется, не бывало.
Однако их приверженность своей паре отрицательно сказалась на должностном росте и воинских званиях. Некоторые их товарищи после войны окончили академии, стали генералами. Они же, будучи способными и одаренными людьми, рано ушли в запас ив гражданской жизни занимали достаточно скромные места. Может быть, война, дав им звездные часы жизни, слишком много отняла душевных сил. А может быть, военная служба в мирное время им пришлась не по душе. Когда в подмосковной Кубинке отмечают юбилей полка, у этих пожилых людей при виде друг друга по-молодому блестят глаза и лица озаряются радостными улыбками. Желаю им и себе еще не одну встречу в Кубинке.

И.Кожедуб Г.Баевский



- Авиационное дело 1946 года
- Спасение «Челюскина»
- А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - Послесловие
- Первый вылет самолета
- О гаражных замках и о том, как создается самолет
- А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - Неоправданные трагедии. «Максим Горький»
- А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - О жизни и чести
- Летные происшествия и аварийные комиссии
- Предисловие
- Из истории летных испытаний
- А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - Маршал отдает рапорт капитан-лейтенанту
- Немецкие асы

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства