Главная страница | Текущий раздел: Прочность
А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - Маршал отдает рапорт капитан-лейтенанту
Маршал отдает рапорт капитан-лейтенанту
Читатель может усомниться. Маршал не может отдавать рапорт капитан-лейтенанту. Так не бывает. А вот, представьте себе, так было 8 сентября 1990 года. У дома на Верхней Красносельской построены пожилые мужчины. Это мальчики 1941 года. Маршал Советского Союза, при всех регалиях, строевым шагом идет навстречу весьма пожилому человеку в штатском и докладывает: - Товарищ капитан-лейтенант! Первая Московская военно-морская спецшкола построена. Доложил ученик первой роты Ахромеев. Пожилой человек сурово посмотрел на строй и сказал: - Здравствуйте, мои дорогие спецы. И шестидесятипятилетние мальчики дружно гаркнули: - Здравия желаем, товарищ капитан-лейтенант. Многие при этом с трудом удерживали на глазах влагу. Это был пятидесятилетний юбилей Первой Московской морской спецшколы. Спецшколы артиллерийские, военно-морские и авиационные были организованы перед войной. Их не нужно путать с послевоенными спецшколами с языковым и математическим уклоном. Для поступления в последние часто играла роль протекция, и они неофициально назывались «школами одаренных родителей». Те военные спецшколы давали одну привилегию - гарантированное поступление в военное училище и далее лейтенантские кубики в петлицах или лейтенантские нашивки на рукавах. Это были школы восьмых, девятых и десятых классов с военной дисциплиной, военной формой одежды и летними военными лагерями. Кроме обычной общеобразовательной программы, там изучались некоторые военные предметы. В штате школы были строевые командиры, замполит и боцман. У входа в школу стояли якорные мины, а в вестибюле торпеда. Поступление в спецшколу определялось конкурсом аттестатов за семилетку. Большая часть поступивших были отличниками. Допускалось в аттестате не более трех-четырех четверок. Поступавшие проходили строгую медицинскую комиссию. Требования к поступившим были высокие, а перспектива одна - служить как медным котелкам. Что же тянуло в спецшколу лучших мальчиков Москвы? О том, что в спецшколе были лучшие московские ученики, говорит такая статистика. Всего за четыре года существования через Первую Московскую прошло около тысячи человек. Первая рота, то есть десятые классы, в 1941 году была направлена на фронт в морскую пехоту, не вернулись около шестидесяти человек. Ученики низших классов попали в военно-морские училища, и большинство прослужило на флоте по двадцать и более лет. И вот из этих девятисот человек один стал маршалом Советского Союза, четырнадцать адмиралами и генералами, четыре Героями Советского Союза. Кроме отличившихся на военном поприще, один из воспитанников школы стал действительным членом Академии наук, трое заслуженными деятелями науки и техники. Из стен школы вышло много профессоров, докторов наук и главных конструкторов. Три Героя Социалистического Труда. Пять писателей и журналистов. Едва ли какая другая московская школа смогла бы за четыре года воспитать такой интеллектуальный потенциал и подготовить столько юношей к доблестной воинской службе. Значит, в спецшколу шли действительно способные мальчики. Так что же их туда влекло? Вероятно, главным образом, престиж военной профессии и высокий рейтинг звания защитника родины. Что же еще? Конечно, мы с гордостью носили морскую форму, хотя в ней был ущербный элемент: на бескозырках вместо ленточек были бантики. Однако ради одного интереса пощеголять военной формой умные мальчики не стали бы себя обрекать на многолетнюю тяжкую службу. Кроме отбора учеников, дальнейшим образовательным успехам способствовали и преподаватели. Московские власти обеспечили спецшколы прекрасными учителями, а Министерство Военно-Морского Флота откомандировало достойных офицеров. Военный руководитель школы Герман Янович Эндзелин, которому маршал Ахромеев пятьдесят лет спустя отдавал рапорт, был красив, строен и был не одет в китель, а был им облит. Всей своей внешностью он являл достойный пример для подражания. Он хотел и умел привить мальчикам интерес к военному делу и к воинской службе. Не слишком ли автор идеализирует прошлое, вспоминая только лучшее? Нет! Мы хорошо помним нашу жизнь и ее негативные стороны. Почему, например, Герман Янович окончил флотскую службу в звании капитан-лейтенанта? Ему припомнили репрессированного отца - представителя ленинской гвардии и - по совместительству - «врага народа». Знали мы и многие другие несправедливости. Однако понятия долга и чести воспитанникам советского времени были близки и понятны. Без кого не может летать самолет? Летчик и медицинская наука
| - А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - Неоправданные трагедии. «Максим Горький» - А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - О жизни и чести - Летные происшествия и аварийные комиссии - Предисловие - Из истории летных испытаний - А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - Маршал отдает рапорт капитан-лейтенанту - Немецкие асы - Володя Нефедов - Пролог. Он же эпилог. - Еще о рекордных перелетах - Летные испытания на штопор - Василий Сталин - Летные испытания на прочность - Яков Ильич Верников - А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - О свидетелях - Сергей Николаевич Анохин - А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» - Когда не везет
|