Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: Испытатели

Библиотека \ Испытатели \ "Ради жизни других" - В.М.Андреев



Его родной город еще спал, когда здесь, далеко от дома, полным ходом уже шла трудовая жизнь. Он приехал сюда завершить трудную работу — Виктору Михайловичу Андрееву, летчику-испытателю, предстояло провести последнюю стадию испытаний нового самолета. Много месяцев назад он впервые увидел его на бумаге, потом в деревянном макете. Прошло еще время, и он встретился с ним уже на аэродроме. И когда настал срок полетов, самолет был уже близок ему, как старый знакомый. Но нужно еще осторожно и тщательно проверить машину, выявить возможности, определить пределы ее применения, дать ей путевку в жизнь.
Началась длительная и кропотливая работа летчиков-испытателей, инженеров. Новая техника часто таит в себе неизвестное, которое нельзя предусмотреть расчетами. Оставаясь наедине с самолетом, летчик-испытатель должен все увидеть, запомнить, записать.
Эту сложную, часто рискованную работу вел вместе с товарищами Виктор Михайлович. Много неожиданностей встречалось в полетах. Случались остановка двигателя, когда вдруг прекращался оглушительный рев, пропадала многотонная тяга, удерживающая самолет в воздухе, и наступала тревожная тишина. В стремительном снижении к земле в течение немногих секунд летчик должен был хладнокровно оценить все, что сопровождало остановку двигателя. Он должен был заставить его работать и продолжать испытание.
Случались отказы пилотажных приборов. Это особенно опасно в облаках или ночью, когда лишь безоговорочное доверие приборам обеспечивает нормальный полет. В этих условиях летчик постоянно должен быть начеку.
Благополучно закончить такой полет может только очень натренированный авиатор, способный хладнокровно оценить обстановку.
В одном из полетов Виктор Михайлович вдруг почувствовал, что рули стало как бы заедать в крайних положениях. Первое, что нужно было, — это сообщить немедленно на землю, ибо невозможно предусмотреть, какие еще явления могут возникнуть. Виктор передал, что что какая-то возможность управления еще сохраняется. Он принял решение посадить машину. Это был риск, и летчик-испытатель шел на него сознательно. Он не думал о таких понятиях, как героизм, мужество, самоотверженность. Он просто не мог поступить иначе, так как в этом именно и заключается работа испытателя — выявить причину неполадок.
Осторожно «прощупывая» управление и как бы прислушиваясь к поведению самолета, Виктор привел «заболевшую» машину и идеально посадил ее. Сила воли, нечеловеческое напряжение нервов, умение и знание победили в этом поединке и позволили найти больное место в конструкции и исправить его.
И еще много полетов, много трудных случаев, которые невозможно пересказать, пока, наконец, испытания подошли к концу. Работа, полная неожиданностей, опасностей, риска, сделала из него закаленного, опытного летчика-испытателя. А позади у Виктора был уже большой и славный путь.
Двадцатилетним юношей, полным сил и лютой ненависти к врагам Родины, Виктор вступил в бой с фашистскими стервятниками. Храбро сражаясь в составе истребительного авиационного полка, он произвел 86 боевых вылетов и лично сбил два самолета противника. За мужество и отвагу он был награжден двумя орденами Красного Знамени и четырьмя медалями.
Отгремели бои. Прошли годы...
Виктор одним из первых ринулся на штурм заоблачных высот и сверхзвуковых скоростей. Одним из первых овладел он высшим пилотажем на реактивных истребителях и демонстрировал мастерство советских летчиков на авиационных празднествах. И снова награды. Достойные награды - ордена Красного Знамени и Красной Звезды.
И вот после шести лет упорной летно-испытательной работы он улетел далеко от дома. Здесь ему нужно было провести последнюю проверку машины, чтобы дать ей путевку в жизнь.
Шла полным ходом подготовка к полету. Короткая программа подходила к концу. Машина показывала все, что от нее ожидали.
В назначенный час Виктор запросил запуск двигателя и вырулил на старт. Ускоряя движение, машина оторвалась от земли и устремилась как ракета, почти вертикально ввысь. Самолет быстро скрылся из виду, и только отдаленный рокот еще указывал его направление. Вскоре затих и он, и только по радио следили за самолетом.
Был слышен спокойный голос Виктора, передававший на землю лаконичные команды.
И вдруг встревожившая всех весть: «Двигатель стал». Все замерли у динамика, ожидая следующих сообщений. Что там? Что случилось?.. Все понимали, что в это время в воздухе идет четкая, быстрая и напряженная работа летчика. Уже через двадцать секунд он передал по радио: «Двигатель запустил», и затем стал лаконично информировать о параметрах двигателя, о некоторых признаках в его работе.
Но мозг летчика продолжал напряженно работать: почему стал двигатель? Без причин этого не может быть. Мучительно решая эти вопросы, он передавал скудные сообщения. Стало ясно: полет продолжать нельзя, надо немедленно идти на посадку. Свой аэродром недалеко, но сесть на него небезопасно - откажи двигатель к моменту посадки, и неуправляемый самолет ударится в здания, в цехи завода, а там же люди! «Иду на запасной аэродром», - сообщил летчик.
Опыт и профессиональное чутье не обманули Виктора - двигатель отказал. Теперь не дотянешь до запасного аэродрома. Летчик продолжал мучительно думать: все спасти самолет, все ли он сделал, чтобы спасти самолет, все ли узнал, все ли понял, чтобы рассказать на земле, найти причину отказа, предотвратить его в дальнейшем.
Да, больше ничего нельзя сделать, он обязан покинуть самолет.
- Катапультируюсь! - тревожно прозвучало на земле радио.
Но тут он увидел, что самолет идет на обширную территорию завода. Гигантские здания цехов, склады и... много людей, которые трудятся, строят, создают и не подозревают опасности, несущейся на них. А самолет полон горючего, ведь от начала полета прошло всего четыре минуты. Падение на завод - это взрыв и страшные бедствия, гибель сотен людей. Все это оценил летчик в доли секунды и сделал все, чтобы «перетянуть» через завод.
Коммунист Виктор Михайлович Андреев, не задумываясь, пожертвовал собой во имя жизни людей. Виктор - означает победитель. Он обессмертил свое имя. Н.ЗАХАРОВ,
заслуженный летчик-испытатель СССР.
«Советская Россия» № 38 от 14 февраля 1963 года
Прислал:

  • С.А.Нещадимов



- Ахтубинск - "Мекка" российской военной авиации
- "Первый среди лучших" - С.Н.Анохин
- От полета к полету \ Комплекс высшего пилотажа
- "Крылатый рыцарь" - С.Н.Анохин
- Риск - не подвиг, а образ жизни
- На пределе возможностей
- Огромное небо
- Самое тяжелое испытание
- Крылатый станичник
- Такая у них работа - учить самолеты летать
- Авиация - одна и навсегда

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства