Главная страница | Текущий раздел: Палубная авиация
ИСПЫТАНИЯ НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ I
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ИСПЫТАНИЯ НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ
I
Через полтора месяца, после прохождения обязательной в таких случаях врачебно-лётной комиссии и подписания приказа Главнокомандующего о назначении, я прибыл на новую службу, получив за это время звание "старший лейтенант". Войдя в лётную комнату, где располагался лётный состав, я увидел вокруг длинного стола большую группу военных, шумными возгласами и энергичными жестами сопровождавших игру двух шахматистов. Это были болельщики, которые спорили и обсуждали очередной ход не только друг с другом, но и с самими игроками, нередко сами передвигая фигуры на доске. Игрок же или утверждал ход молчаливым кивком головы, или возвращал фигуру на место, сопровождая это действие какой-нибудь риторической фразой, например: "Этот ход не достоин моего партнёра". Это была самая настоящая коллективная игра. Когда меня представили, все взоры обратились на короткое время ко мне больше с удивлением, чем с любопытством. Вопросов не задали, игра возобновилась, и я, присев на край дивана, огляделся. Вокруг были одни старшие офицеры в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. Каждый занимался своим делом: кто-то подрёмывал в кресле, одни читали, другие играли или беседовали друг с другом. И если бы не отдельные из них, заходившие в лётной форме, можно было подумать, что сегодня полётов нет. Каждый раз, когда кто-либо из офицеров проходил мимо, я вскакивал, приветствуя стоя, как положено по Уставу. Через несколько минут стройный, высокий майор лёгкой упругой походкой подошёл ко мне и представился: — Кузнецов Александр, можно просто Саша. Ты что всё вскакиваешь, как "Ванька-встанька"? — Но как же мне быть, я ведь должен приветствовать? — Если ты так будешь вскакивать целый день, то когда же ты будешь заниматься делом? Эти полковники — твои старшие товарищи, а не начальники. Такие же лётчики, только гораздо опытнее. — Всё это для меня очень сложно сейчас. — Ничего, начнёшь работать — привыкнешь. Этот весёлый, не лишённый чувства юмора лётчик со значком мастера спорта на кителе, родом из Средней Азии, был хорошо эрудирован, любил литературу и прошёл нелёгкий путь, прежде чем стать испытателем. Следом подошли ещё два офицера. Один, высокий и мощный, как колосс, капитан — с удивительно большой доброжелательностью протянул свою ручищу и произнёс мягким басом: — Виталий Жуков. Ты где остановился? — Сказали, что до получения квартиры буду жить в гостинице. — Значит, будем вместе. Если что непонятно, подходи, спрашивай, хорошо? — Спасибо, обязательно. Виталий, уроженец Украины, из запорожских казаков, прибыл незадолго до меня и, кажется, был единственным холостяком среди лётного состава. Вторым протянул руку майор с солидной внешностью, широким лицом и густыми иссиня-чёрными волосами. — Майоров Вячеслав. Тебя в какую эскадрилью зачислили? — В первую. — Я тоже в первой! — Чем же вы занимаетесь? — Авиацией ПВО. — Но я ведь с ВВС! — Это не важно. Начнёшь на своих летать, а потом всё равно комплексником станешь. — Что это значит? — Каждый из нас должен найти в работе главное направление, чтобы стать высоким специалистом, но это не исключает участия в испытаниях объектов других родов авиации. Неожиданно, как по команде, все офицеры встали, прекратив свои дела. В комнату решительным шагом вошёл широкоплечий седовласый мужчина в лётной куртке. На его смуглом, властном лице и в карих глазах можно было прочесть силу воли, твёрдость характера и доброту души. — Прошу садиться, — произнёс он на ходу спокойным, низким голосом и сел, окидывая всех внимательным, всё понимающим взглядом. — Кто это? — спросил я шёпотом у соседа. "ВГ", — ответил он коротко. Я непонимающе взглянул на него, но тут заговорил командир. Ставлю задачу. Завтра боевая работа: уничтожение беспилотной мишени новой опытной ракетой "воздух-воздух" с самолёта Е-155. Ведущий лётчик полковник Кабрелёв, прошу доложить готовность. Поднялся офицер, годившийся мне в отцы: — Бортовая РЛС функционирует, контрольные готовности ракет к пуску проходят, электроцепи управления вооружением проверены, — не торопясь, вдумчиво доложил лётчик. — Садитесь, Пётр Филиппович. Лётчик облёта мишени? — вопросительно обратился к собравшимся "ВГ". Поднялся стройный подполковник со Звездой Героя на груди: — Мишень облётана, замечания устранены, программа полёта уточняется. — Должен сказать, что вероятность уничтожения мишени новой ракетой пока невелика. Ответственный за боевую работу, Вы выделили пару истребителей для подстраховки? — обратился "ВГ" к молодому, симпатичному полковнику. — Так точно! Лётчики — подполковник Плюшкин и подполковник Гудков. — Где они? Все повернули головы в одну сторону. В самом углу, в кресле, с книгой в руках сидел коренастый светловолосый офицер и, казалось, слегка подрёмывал. — Плюшкин! — воскликнул "ВГ", и сидевший в кресле открыл глаза. — Вам что, нечего сказать? — Да что тут говорить, Василий Гаврилович, Вы же знаете, всё будет, как надо. Никуда она от нас не денется, — ответил лётчик уверенно. — А где второй? — наступило всеобщее молчание. — У нас что, не всем лётчикам..., — начал было "ВГ" сурово, с расстановкой, нахмурив брови. Но в этот момент дверь распахнулась, и на пороге появился запыхавшийся Гудков с виноватым и одновременно радостным выражением на лице. — Вы где ходите? — спросил командир явно недовольным тоном. — Я тут, рядом, на свалке немного пошарил..., — комната вздрогнула от хохота. — Гудков, я знаю, что у Вас, как говорится, руки золотые, но надо, чтобы на службе и голова золотая была, — улыбаясь, сказал "ВГ". Лётчик смущённо пригладил на голове свои каштановые волосы и выразительно развёл руками. — Хорошо, будем считать, что все всё поняли. Но завтра быть готовыми в полном объёме, как штыки. Свободны! Продолжая сидеть, я смотрел в окно неподвижным отсутствующим взглядом и думал: "Сколько же мне надо работать, чтобы стать равным среди них? Хватит ли у меня сил и способностей, чтобы освоить всё необходимое?". Но желание стать испытателем было так огромно, что я решительно отбросил эту трусливую мысль. Вдруг моё внимание привлекло что-то движущееся за окном. Я всмотрелся и остолбенел — по рулёжной дорожке мимо проруливал необычный самолёт. И не просто необычный, а уродище какое-то! Он имел широкий хвост с двумя килями и широкими, огромными соплами от двух двигателей. В носовой части фюзеляжа, по бокам, бросались в глаза большие прямоугольные воздухозаборники. Мало того, самолёт был окрашен не в обычный и уже привычный для нас серебристый цвет, а в тёмно-серый, что придавало ему какой-то мрачный и даже таинственный вид. — Что это? — воскликнул я изумлённо. — "Фантомас", — ответил стоявший рядом Кузнецов и, видя мой удивлённый взгляд, пояснил: — Е-155, скоростной высотный перехватчик для ПВО, опытный экземпляр, проходит государственные испытания. Так я впервые увидел известный потом всему миру самолёт МиГ-25П. Сейчас уже никого не удивить такой конструктивной схемой. Они летают по всему миру: F-15, МиГ-29, F-18, Су-27. — Да-а, — протянул я восторженно, — неужели и мне придётся полетать на таком? — Сынок, — засмеялся Саша, — не горюй, проживёшь с моё — и не на таких полетаешь. С этого дня и на долгие годы меня так и звали — "Сынок". Небольшое двухэтажное здание в жилом городке называлось "лётной гостиницей", потому что в ней, кроме молодых испытателей, не успевших получить квартиру, проживали и "старики", решившие сохранить свои московские квартиры и несколько лет, оставшихся до пенсии, прожить так — "по-холостяцки". В первые же вечера я узнал там много интересного. Оказалось, что "ВГ" — это начальник службы лётных испытаний. На испытательную работу был направлен во время Великой Отечественной войны, прямо с фронта. Незаурядные способности позволили ему, с семиклассным образованием, стать не только прекрасным испытателем, но и руководителем самих испытаний. Его заместитель, Пётр Кабрелёв, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского и, конечно, "знал, что такое интеграл". А командир эскадрильи В.С.Котлов, Герой Советского Союза и Вьетнама, скромный трудяга, не одну машину испытавший на штопор, был заядлым рыбаком и охотником. В.Г.Плюшкин — единственный лётчик, кто испытал МиГ-21 на инерционное вращение, а в штопоре он чувствовал себя "как дома". Не один раз представлялся к званию Героя, но так и не получил. По характеру малоразговорчивый, он иногда мог часами читать наизусть стихи Пушкина. Занимавшийся испытаниями самолётов-мишеней Ф.Д.Богданов был известен тем, что 27 раз катапультировался только потому, что в своё время мишень Ил-28 не могла взлетать без лётчика. Фёдор приводил её в зону сбития и... покидал навсегда. С первых же шагов пришлось изучать неписаные законы внутренней жизни лётчиков. Сижу, к примеру, изучаю Инструкцию, и вдруг тишина. Оглянулся — никого. "Странно, — подумал я, — скоро обед, а всех как будто ветром сдуло". Через час лётчики шумно ввалились в комнату: — Сынок, что это ты обед пропускаешь? — А куда вы так внезапно исчезли? — Ты что, не слыхал команду? — Какую? — "Две минуты". — Ну, и что? — Это и есть команда для отъезда в столовую. Через две минуты все должны быть в автобусе. Однажды ко мне, как к самому молодому, в очередной раз подошёл один из полковников и попросил: — Сынок, съездил бы ты за минералкой. Я был погружён в изучение Инструкции и с нетерпением ожидал тот день, когда, наконец, взлечу на новом для меня самолёте. — Вы же видите, как я занят. Некоторые ничего не делают, пусть съездят. Офицер отошёл, не сказав больше ни слова. Зато на первом же собрании "старики" так аккуратно пропесочили меня, что в дальнейшем я уже никогда не отказывал коллективу. А Пётр Филиппович Кабрелёв ещё подлил масла в огонь: — У нас появились молодые лётчики, которые только и думают, как бы за ручку подержаться (имеется в виду "любят полетать"). Может быть, они считают, что у них достаточно инженерного образования для профессии лётчика-испытателя? Такой "тонкий" намёк в мой адрес подстегнул меня в этом же году подать документы в МАИ, на вечерний факультет.
Часть первая Глава II
| - Владимир Николаевич Кондауров - ДОРОГА В НЕБО II - ДОРОГА В НЕБО IV - ДОРОГА В НЕБО VI - ДОРОГА В НЕБО VII - I - III - IX - VI - Палубная авиация II - X - XII - XIV - XI - XVII - XVIII - XXI - XXIII - XXV
|