Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: «Заметки»

М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии» - Память



При освоении трудового процесса совершенствуется автоматизм действий, организованнее и совершеннее становится психическая деятельность. С каждым повторением, с каждым уроком наблюдается прогресс. Он был бы невозможен, если бы предыдущий урок, тренировка не оставались в памяти.
Роль памяти в авиации нельзя переоценить. В авиации слово «забыл» не должно существовать. Авиация требует совершенствования всех видов памяти. В каждом элементе подготовки самолёта к полёту и в самом полёте ничего нельзя забывать, так как в большинстве случаев такая забывчивость ведет к авариям или катастрофам.
Представьте себе последствия в следующих случаях: перед полётом техник забыл снять струбцинки, закрепляющие управление самолётом, а лётчик забыл проверить его; перед взлетом лётчик забыл проверить положение бензокрана или перед посадкой выпустить шасси или закрылки; лётчик одноместного истребителя перед полётом забыл привязаться ремнями или взять в полёт карту; после незначительного перерыва лётчик забыл, как выглядит земля при посадке или забыл проверить положение триммера перед взлетом и т.д.
Все виды памяти у лётчика играют важную роль в надёжности полёта. Ведь конструкция самолёта никогда, к сожалению, не бывает столь совершенной, чтобы были исключены все возможные ошибки в психической деятельности лётчика, особенно пробелы в его памяти и внимании.
При создании самолёта пока мало и недостаточно всесторонне учитывается специфика летного труда. Её недостаточно хорошо знают и учитывают конструктор, создающий самолёт, и даже лётчик, на нем летающий, да и врач авиационной медицины.
К сожалению, изучение летного труда далеко не дошло до таких высот познания и практического применения, которые могли бы служить средством повышения надёжности полётов для всех специалистов авиации. Вместе с тем известно, что в летном деле иногда достаточно забыть что-либо один раз, чтобы этот случай мог оказаться последним в жизни.
Лётчику и технику очень важно знать, какую роль играют в развитии памяти и в практическом её использовании некоторые свойства, качества и способности человека, например, самовнушение, восприятие, представление и воображение, ассоциация, внимание и целеустремленное желание. Важно знать, какие существуют между этими свойствами взаимная зависимость и влияние, чтобы привести их в систему правил. Тогда лётчик или техник сможет ими воспользоваться как средством совершенствования всех видов памяти, а конструктор – предусмотреть такую рационализацию конструкции самолёта, которая облегчит работу лётчика и техника и повысит её надёжность.
Зависимость надёжности лётного труда от памяти – наиболее важная область для изучения. Насколько важен анализ этой проблемы, настолько необходим и синтез, результаты которого должны служить средством для совершенствования памяти летного состава, с одной стороны, и для совершенствования техники – с другой.
Многие, очевидно, слышали о способности некоторых людей просыпаться в любой час, который они сами себе назначат. С этим явлением особенно хорошо знакомы охотники. Подобно этому лётчик, например, должен в полёте своевременно переключать бензокраны для подачи горючего в мотор из неизрасходованных баков. Срок переключения кранов и количество переключений определяются количеством баков на самолёте. Своевременно переключать краны лётчику помогает прибор, дающий возможность определять количество горючего в данном баке, но показания его лётчик может прочесть обычно только после определенных манипуляций. Такое техническое решение несовершенно, так как этот прибор остается объектом, о котором лётчик всегда должен помнить, и надёжность полёта всецело зависит от памяти лётчика, а сам прибор надёжности не гарантирует.
Желая в назначенный час проснуться или переключить в полёте по прошествии определенного времени бензокран, лётчик старается сначала это запомнить. Для этого он отдает самому себе словесное приказание и одновременно по возможности ясно представляет продолжительность того времени, по прошествии которого он осуществит задуманное. Особенно важно для надёжности запоминания четко представить себе (всевозможными способами) сущность запоминаемых действий. Сказанное самому себе и представленное не исчезает бесследно, а запечатлевается (в коре головного мозга) и сохраняется в памяти. Оно непроизвольно своевременно возникает в момент, когда нужно осуществить запомненное.
Процесс запоминания в вышеописанных случаях произвольный, так как отданный самому себе словесный приказ и одновременное представление о продолжительности времени, по прошествии которого нужно будет осуществить запоминаемое и воображаемое, являются произвольным воздействием на собственное сознание, т.е. по существу самовнушением.
Способность своевременно вспомнить, т.е. возникновение в сознании по прошествии заданного себе времени того, что нужно осуществить, является одним из наиболее сложных видов памяти, особенно для лётчика и техника. Это предъявляет и наиболее высокие требования к конструктору самолёта, задача которого – облегчить работу лётчика с целью повышения её надёжности.
Способность точного запоминания, которое может быть выражено как точное воспроизведение в сознании запоминаемого по прошествии установленного времени или как точное узнавание ранее воспринятого, является не менее важным качеством памяти лётчика, техника, штурмана. Она способствует надёжности различных видов труда, и особенно летного.
Способность своевременно вспомнить, точно воспроизвести в сознании запомненное и выполнить его зависит от нескольких факторов:
– степени сосредоточения внимания в процессе запоминания;
– силы желания запомнить;
– ясности представления или воображения запоминаемого;
– силы воздействия и остроты восприятия в процессе запоминания;
– количества повторений воздействия (попыток запоминания).
Бывают случаи, когда внимание играет отрицательную роль в памяти. Так, например, продолжительное, с большой интенсивностью сосредоточение внимания на каком-либо объекте, но не на том, который нужно в данный момент вспомнить, может послужить причиной забывания. Отвлечение внимания в нужный для вспоминания момент является причиной, ведущей к забыванию.
Большую роль в надёжности запоминания, воспроизведения запомненного через определенный срок и узнавания играет ассоциация. В подавляющем большинстве случаев, когда нужно воспользоваться памятью, на помощь может прийти ассоциация. Связь запоминаемого с окружающей обстановкой существует почти в каждом случае и всегда может сыграть положительную роль.
Лётчик при взгляде на прибор непроизвольно вспоминает о том агрегате, работу которого можно контролировать по показаниям этого прибора. Желая произвести посадку, лётчик вспоминает о выполнении двух основных манипуляций: выпуске шасси и открывании закрылков.
Один опытный лётчик-истребитель при использовании аварийного способа выпуска шасси поторопился и забыл открыть замки шасси. Нужно было сделать три манипуляции в определенной последовательности, а он сделал только две, пропустив одну. Почему это могло с ним случиться? Потому, что нормальным способом выпуска шасси пользуются в каждом полёте, а аварийным – только в исключительных случаях. Перед полётом лётчики иногда ленятся повторить манипуляции выпуска шасси аварийным способом и поэтому забывают его тогда, когда он так необходим.
Каков срок повторения для того, чтобы вполне надёжно сохранить в памяти необходимые знания и навыки? В различных случаях эти сроки различны. Лётчику можно посоветовать одно доброе правило: быть усердным и по возможности упражняться каждый день, как это делают пианисты. Этим я хочу сказать, что все способы запоминания хороши, но все они требуют постоянных упражнений и усердия.
Специфическим качеством памяти лётчика является способность, с одной стороны, постоянно помнить о некоторых объектах и, с другой – периодически вспоминать многие объекты. Так, например, о скорости в полёте следует помнить постоянно, а время пребывания в воздухе, так же как и работу различных агрегатов – контролировать, периодически вспоминая о них.
Память лётчика, от которой так сильно зависят надёжность и безопасность полёта, характеризует ещё одно очень важное качество: способность сохранять и своевременно вспоминать в любой обстановке то, о чем надо помнить.
Отвлечение внимания лётчика не должно быть причиной забывания. Чтобы выработать в себе это качество, необходимо заниматься специальной тренировкой. Молодые лётчики, летая в группе над территорией противника, часто забывают, например, следить за окружающей обстановкой; после первого воздушного боя забывают открыть закрылки перед посадкой, а иногда и выпустить шасси, так как внимание их всё ещё сосредоточено на минувшем бое. Даже экипаж, состоящий из трёх человек, будучи отвлечен чем-либо, иногда забывает следить за окружающей обстановкой и на земле наруливает на впереди стоящий самолёт или в воздухе неожиданно бывает обстрелян, а иногда и сбит врагом.
Наряду с указанными принципиальными требованиями к развитию и укреплению памяти, необходимо знать следующее правило: прибегая при запоминании к методу ассоциации в момент постановки перед собой основной задачи, следует отчётливо связать её с чем-либо из окружающей обстановки. Например, если сказать себе: «Я передам ключ от моего шкафа Сидорову», то можно легко забыть передать ключ, так как момент передачи ключа не связан с конкретной обстановкой. Если же сказать себе: «Я передам ключ от моего шкафа Сидорову, когда он будет одеваться», то шансов не забыть передать его больше, так как действие Сидорова напомнит (по ассоциации) о необходимости передачи ключа.
Организованность во всякой деятельности является большой гарантией в ликвидации ошибок из-за пробелов памяти. Организованность в данном случае надо понимать, как способность всесторонне предвидеть или вообразить себе сущность и последовательность будущей деятельности. Если она повторяется, то необходимо соблюдать по возможности во всём и всегда одинаковую последовательность действий.
На отдельных этапах работы необходимо использовать правило: начинать с главного, т.е. с того, что играет большую роль в надёжности данного трудового процесса. Например, работу после посадки в кабину нужно начинать с проверки контактов, соблюдая принцип: прежде всего, гарантировать безопасность для других; затем проверить, открыт ли бензокран, т.е. обезопасить себя. Я лично всегда начинал с этих двух манипуляций и не имел случая разувериться в их целесообразности.
Для того чтобы надёжно действовать дальше, на каждом самолёте вначале должна быть установлена и записана наиболее рациональная последовательность действий. Это нужно для гарантии её точного соблюдения при повторении. Запись должна охватить все действия в основных элементах как подготовки самолёта к полёту, так и выполнения полёта.
Объем того, что должен помнить лётчик в полёте, довольно велик. Он должен помнить всё, что относится к самому процессу полёта, и, кроме того, всё, что относится к цели его полёта и тактическим задачам. Этот комплекс особенно велик у лётчика-истребителя, а решение его трудно, тем более в сложной боевой обстановке.
Целеустремленная ежедневная тренировка в повседневной жизни – лучшая школа совершенствования памяти лётчика. Тем более необходима целеустремленная тренировка памяти в профессиональной деятельности. Нужно твердо знать, что в полёте память, внимание, творческое логическое мышление подвержены влиянию быстро меняющейся окружающей обстановки. Поэтому лётчику необходимо, хотя это и трудно, все указанные качества сохранять в любой непредвиденной ситуации. Для этого в первую очередь он должен научиться сохранять самообладание, т.е. умение владеть и управлять собой. В повседневной жизни это нужно всегда учитывать и стремиться использовать всякую обстановку как возможность к самосовершенствованию.
Количество различных действий, которые необходимо совершить лётчику на современном самолёте ещё перед началом полёта, очень велико. Трудность их освоения требует от него длительной постоянной тренировки с целью запоминания начала этих действий на различных этапах трудового процесса и соблюдения точной их последовательности.
Практика убедительно говорит о том, что во избежание роковых ошибок, совершаемых лётчиком, требуется не только совершенствовать психическую деятельность, но и использовать другие средства. Одним из них является метод надписей и письменных памяток, укрепляемых на рабочем месте. Для обеспечения надёжности полёта на современном самолёте следовало бы в кабине лётчика иметь на постоянном месте краткую запись всех необходимых действий по этапам трудового процесса, начиная с момента посадки пилота в самолёт и до посадки самолёта на аэродром включительно.

Внимание Представление и воображение



- Представление и воображение
- Основные принципы тренировки
- Роль воспитания в общественной жизни
- Средства и способы воспитания
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - 1930-е годы
- О лётной профессии
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - АНТ-9
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Мысли об искусстве
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Детство (2)
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Дни следуют один за другим, но не походят друг на друга
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - О конном спорте
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Перелёт по европейским столицам за три дня
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Фронт
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Новая веха в жизни

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства