Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: «Заметки»

М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии» - Средства и способы воспитания



Цель воспитания достигается тем, что для воспитуемого создается по возможности соответствующая обстановка и одновременно осуществляется обязательное воздействие на сознание различными средствами: словом, примером, направлением, а иногда изменением воздействия, для того чтобы в результате получить желаемое убеждение и представление (т.е. положительное влияние). Сущность этого воздействия – внушение.
Практически воспитание состоит в том, чтобы объяснением различных явлений внушить нужные, желаемые представления о них, указывать, разъяснять, одобрять и поощрять проявление положительной деятельности и, кроме того, по возможности не показывать проявлений отрицательной, нежелательной деятельности и явлений, а если они обнаружены, то разъяснять их ненужность и вредность с целью вызвать о них отрицательное представление.
Обстановка, окружающая нас, обычно складывается из среды, общества людей, с которыми мы в той или иной мере соприкасаемся, и из условий, окружающих нас, например, возможностей пользоваться литературой, радио, искусством и т.п. Всё это производит на нас впечатление и оставляет след. Значение этого лучше всего выражено народной мудростью в пословицах: «С кем поведешься, от того и наберешься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «С волками жить – по-волчьи выть» и т.п.
Создавая обстановку для воспитания, необходимо помнить, что навыки и привычки образуются при освоении какой-либо деятельности в результате повторения с учетом сохранения одинакового содержания. В обстановке, окружающей воспитанника, должна быть одинаковость, постоянство смысла, целеустремленность. Читаем ли мы книгу, слушаем ли радио, смотрим ли театральное представление – во всём должна быть, например, одна и та же желательная направленность или одни и те же моральные устои, но выраженные в различных лишь формах, и т.д.
Командир, преподаватель в классе должны давать воспитаннику одинаковое по содержанию объяснение одного и того же явления и предъявлять к нему одинаковые требования. Разные по существу объяснения или разные требования дадут различные понятия и представления об одном и том же предмете, а не одно и то же – нужное и правильное. В этом случае не могут быть созданы положительные привычки, навыки. Это приведет, кроме того, к потере авторитета воспитателя.
То же самое и с ребенком: дома, в школе и везде, где он бывает, должно быть одно и то же по существу объяснение какого-либо явления. Так же одинаковы должны быть и требования к нему. Если мать не разрешает что-либо ребенку, то отец должен подтвердить это запрещение, когда ребенок к нему обратится. Кроме того, и мать, и отец должны быть уверены в том, что и в школе ребенок тоже не получил бы этого разрешения. Легко представить себе, что будет с ребенком, у которого отец, не считаясь с матерью или со школой, отменяет их решения без всяких уважительных причин.
То же самое относится и к воинскому воспитанию, где осуществляется условный порядок, предусматривающий принципы постоянного воздействия.
Для того чтобы воспитанники добились желаемых результатов, необходимо не только воздействие на их сознание, но и практическое выполнение ими всего разъясненного. На практике следует соблюдать одно обязательное условие – выполнение должно точно соответствовать тому, что разъяснялось. Это условие выдвигает перед воспитателем необходимость организовать воспитание следующим образом.
Сначала следует поставить перед воспитанником цели и задачи и, пользуясь всеми известными методами, всесторонне, глубоко объяснить их сущность и содержание с показом наглядных пособий и т.п. Затем иногда лично контролировать и всегда непременно наблюдать за выполнением задачи и при этом требовать от воспитанника в практической деятельности точного её выполнения. Наконец, проанализировать деятельность воспитанников, сделать выводы и соответственно отреагировать: похвалить или поощрить, поправить или высказать порицание.
Со всеми задачами воспитания командир-воспитатель один не может справиться. Он должен опираться на ближайших помощников. Его организованное внимание, контроль, созданная им обстановка, среда – это живые средства воздействия. Они дают возможность соблюдения принципа направленного постоянства воздействия.
На первый взгляд, кажется, что всё сказанное относится целиком и к вопросам обучения. Безусловно, так как воспитание и обучение неразделимы. Разница заключается в следующем. Цель обучения – приобретение человеком свойств, сущность которых выражается в овладении какой-либо деятельностью. Цель воспитания – придать определенную направленность этой деятельности и повысить её качественность и надёжность. Другими словами: цель обучения – дать человеку умение, а цель воспитания – в то же время вызвать у воспитанника желание, потребность использовать это умение в направлении, указанном воспитателем, и притом наилучшим образом.
Лётчик учится летать – это вопрос обучения. А чтобы он, овладев полётом, использовал его в интересах государства и полёт его был надежен в смысле качества и дисциплинирован, нужно соответствующее воспитание.
Отличная техника пилотирования – результат обучения, а надёжность и качество полёта – вопрос воспитания и самовоспитания. При самой лучшей технике пилотирования, как известно, человек может растеряться или столкнуться с другим самолётом в воздухе или на земле, забыть что-либо в полёте и в результате потерпеть аварию и т.д.
Разумеется, воспитатель должен знать, прежде всего, задачи воспитания. Он должен знать идеал, к которому должен стремиться его воспитанник, все свойства и качества, ему присущие, так как воспитание – средство совершенствования личности. Достаточно полно изучены моральные качества и наименее всего профессиональные качества, необходимые человеку лётной профессии. Мы знаем иногда о лётчике очень много из аттестации, например, что он «морально устойчив, решителен, дисциплинирован, постоянно совершенствует свои военные знания» и т.п. Но жизнь показывает, что люди с такой положительной характеристикой всё же не гарантированы от различных летных происшествий. Из-за малоизученности качеств лётной профессии и вследствие этого слабой освещенности методов их воспитания укрепление надёжности таких качеств затруднено. Это и вынуждает меня коснуться этих вопросов на основании личных наблюдений и опыта.

Сущность, цели и задачи воспитания Искусство и методы воспитания



- От автора
- Требования к новым конструкциям
- Воспитание
- Сущность, цели и задачи воспитания
- Искусство и методы воспитания
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - О следующих главах
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Яков Иванович Алксниc
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Эпоха АНТ-25
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Детство
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - На заре испытательной работы
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Послесловие
- Происхождение аварийности, её анализ и выводы
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Перелёт Москва-Пекин-Токио
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Предисловие автора
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Новая веха в жизни (2)
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - В Московской школе авиации
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - «Максим Горький»
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Об охоте и природе

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства