Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: «Заметки»

М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии» - Внимание



Из всех ошибок, совершаемых лётчиками, едва ли не большее количество происходит вследствие несовершенства в умении или полного неумения владеть своим вниманием. Едва ли в какой-либо другой профессии умение владеть своим вниманием играет такую роль, как в авиации.
Полёт требует от человека способности охватывать вниманием в единицу времени большое количество объектов, т.е. способности очень быстро переключать внимание при обязательном условии достаточной интенсивности и времени сосредоточения внимания на каждом из объектов, необходимых для точного восприятия. Условно я это называю объемом внимания.
Лётчику очень важно видеть одновременно, без переключения взгляда все приборы во время «слепого» полёта. Величина площади, на которой они размещены, и расстояние их от глаз пилота должны быть определены углом зрения в градусах. Чем меньше этот угол, тем лучше и яснее видны ему все приборы одновременно, тем легче и быстрее определяется сущность показаний всех приборов. Величину этого угла и расстояния до объектов в различных случаях нужно рассматривать и как условие, дающее возможность решить задачу определения неподвижным взглядом степени точности видимого изображения, и как основание для требований к конструктору.
Угол всего поля зрения, так же как различная его величина, необходимая при решении различных задач, во многих случаях имеет для лётчика большое практическое значение. Например, отклонение взгляда на землю при посадке слишком в сторону от 45° и более от продольной оси самолёта не дает лётчику возможности одновременно видеть переднюю часть самолёта. Поэтому такое направление взгляда не позволяет ему определить наличие и особенно величину сноса и крена самолёта.
Ввиду ограниченной возможности определения неподвижным взглядом количества предметов необходимо предъявлять соответствующие требования к приборам, назначение которых – показывать количество, например температуру охлаждающих смесей, количество жидкостей, боеприпасов и т.д. Поэтому для быстроты восприятия показаний приборов следует при выборе метода изображения показаний руководствоваться следующими принципами:
1. Шкала прибора должна броско изображать не более четырёх основных значений, между которыми указатель может занять любое положение, и менее заметно – большее количество промежуточных значений, которые иногда необходимы для уточнения представления о количестве. Но последние требуют больше времени для определения значения.
2. На шкале прибора должны быть отчётливо изображены границы, в пределах которых нахождение указателя означает нормальное, правильное значение при нормальном, правильном действии агрегата.
Прибор должен ясностью и простотой изображения создавать правильное и точное представление о сущности изображаемого.
Каждый из объектов внимания требует постоянного наблюдения во время полёта, но сосредоточение внимания в течение всего полёта на любом из объектов характеризуется кратковременностью.
Главная целевая задача требует постоянного внимания лётчика, но это не значит, что в то же время остальные объекты должны выпадать из наблюдения совершенно. Они требуют в течение всего полёта периодического наблюдения путем молниеносно быстрого контроля, осуществляемого переключением внимания.
Интенсивность внимания у лётчика должна быть всегда достаточной для быстрого и точного восприятия, но не настолько большой, чтобы ослаблять другие ощущения. Самой большой и главной ошибкой в умении владеть вниманием у лётчика является его продолжительное интенсивное сосредоточение в направлении какого-либо одного объекта.
Часто молодой лётчик на взлете с такой интенсивностью направляет своё внимание на определение правильности направления разбега, что вовремя не замечает чрезмерного подъема хвоста самолёта, хотя для определения разбега и степени подъема хвоста используется один и тот же способ: взор лётчика в обоих случаях должен быть совершенно одинаковым по направлению и глубине.
Другой пример. Неопытный лётчик, совершая разбег, с такой интенсивностью сосредоточивает зрительное внимание на точности направления разбега и степени подъема хвоста, что иногда даже не слышит, что мотор работает плохо или звук его более слабый, чем обычно, и не замечает, как долго самолёт разбегается. Это случается с неопытными лётчиками при полётах, например, на самолётах с поршневым мотором, когда они забывают на взлете установить малый шаг винта.
Неумение владеть своим вниманием объясняется тем, что при слишком большой интенсивности сосредоточения внимания на производстве взлета у лётчика ослабляется слуховое восприятие. Если бы во время разбега мотор дал резкий перебой, т.е. если бы обстановка контрастно изменилась, то это непроизвольно привлекло бы внимание лётчика.
В случае же, когда по забывчивости, например, установлен большой шаг винта вместо малого, звук работы мотора изменяется незначительно, его монотонность почти не нарушается, и поэтому не может привлечь внимания лётчика и тем самым сигнализировать о неблагополучии. По этой же причине лётчик не может заметить вовремя, что самолёт разбегается слишком длительно. Если бы самолёт остановился, то такое резкое изменение обстановки не осталось бы незамеченным лётчиком.
Опытный лётчик подобные ошибки заметит вовремя, так как процесс взлета у него настолько автоматизирован, что не требует мобилизации его внимания с большой интенсивностью. Он чувствует себя во время взлета свободно и ненапряженно. Все виды ощущений добросовестно и своевременно «докладывают» ему о малейших неточностях в процессе взлета. Кроме того, для контроля он может пользоваться своим вниманием путем его переключения. Легко себе представить, как было бы просто и надёжно взлетать и летать, если бы внимание могло одновременно распределяться на несколько объектов. Можно смело утверждать, что тогда не надо было бы столько учиться, осваивать и приобретать навыки.
Однако человек создан так, что внимание его может лишь переключаться. Для того чтобы воспринять что-либо из окружающей обстановки, он должен сначала направить и сосредоточить своё внимание на этом предмете, явлении и только после этого воспринять и осознать его. Осознание всегда следует за вниманием.
Под влиянием окружающей обстановки у человека вырабатывается свойство – непроизвольно переключать внимание на изменения в обстановке. Средством для этого ему служат органы чувств, которые и дают возможность постоянно ощущать обстановку и сигнализируют в случае изменения её путем непроизвольного привлечения внимания.
Разбудить человека может внезапный звук, раздавшийся в тишине, так же как и внезапная тишина, вдруг наступившая после однообразного шума. Иногда прочитав целую страницу, можно поймать себя на том, что смысл прочитанного не воспринят, потому что внимание было переключено на размышление о чем-либо другом. То же самое происходит и с лётчиком, который смотрит вперед во время разбега и «не видит» чрезмерного подъема хвоста самолёта, так как его внимание сосредоточено на сохранении направления, хотя при решении той или другой задачи взгляд по направлению и глубине не меняется.
Интенсивность внимания при сосредоточении его на чем-либо одном понижает степень ощущения (чувствительность) всего остального в окружающей обстановке. Поэтому лётчик должен пользоваться своим вниманием лишь с такой интенсивностью, которая позволяла бы улавливать любые сигналы из окружающей обстановки.
Ввиду большого количества объектов, которые лётчик должен охватить своим вниманием, он может и должен решить эту задачу лишь путем целесообразно организованного переключения внимания.
В цирке я видел выступление одного жонглера. Он демонстрировал эффектный и трудный номер, который заключался в следующем. Жонглер сел на стул, надел на обе ноги по обручу и начал их вращать в разные стороны. Одновременно он поставил на лоб палочку, на которой вращался мяч, а руки его в это же время жонглировали тремя мячами.
Не менее трудный и одинаковый по существу номер демонстрировали пользовавшиеся успехом сестры Кох. На большой высоте одна из них со свободными руками (без балансира) шла по тонкой жердочке и пела песенку. Это чудо – умение одновременно петь и сохранять равновесие на большой высоте – вызывало удивление, восхищение и аплодисменты зрителей.
Что же нас, в сущности, удивляет и восхищает? Нас удивляет и умение владеть своим вниманием, и умение в известной мере владеть собой. Ведь этот номер демонстрировался на большой высоте, правда, с предохранительным тросом.
В чем же, собственно, заключается трудность этих номеров? В том, что человеку свойственно лишь переключать внимание, а не распределять его одновременно. Для чего Кох запела песенку в самый трудный для соблюдения равновесия момент? Для того чтобы, добавив лишний объект для отвлечения своего внимания, удивить публику и тем самым достигнуть большего эффекта.
Если представить себе работу лётчика-истребителя во время группового воздушного боя, то комплекс объектов, подлежащий охвату его вниманием, примерно следующий: следить за противником, не упуская его из виду ни на одну секунду; не потерять своего напарника; следить за обстановкой, т.е. за своими самолётами и за самолётами противника, оценивая и представляя их намерения; взаимодействовать со своим звеном; слушать команды; помнить, что бензин в самолёте не вечен; следить за показаниями приборов, за ориентировкой при сознании возможности появления неожиданной опасности и быть в постоянной готовности к внезапности любого рода.
Если лётчик работает неудачно, то в лучшем случае он получит пробоины в самолёте. Комплекс объектов, требующих внимания лётчика, и условия боевой обстановки требуют от него искусства, которое едва ли уступит искусству цирковых артистов.
Но если профессия лётчика-истребителя не менее сложна для освоения, чем профессия циркового артиста, то невольно приходится задуматься: какими же свойствами, качествами и способностями должен обладать лётчик, чтобы иметь возможность успешно выполнить боевую задачу? Это особенно важно потому, что количество лётчиков в государстве значительно больше, чем количество цирковых артистов. Как артисты, так и лётчики, безуспешно освоившие свою профессию, волей или неволей принуждены бывают оставить её – сама жизнь совершает неизбежный отбор. По моему мнению, вопрос отбора лучше решать организованно, по государственному, чем предоставлять его судьбе.
Казалось бы, сама жизнь и повседневная обстановка, окружающая нас, должны явиться прекрасной школой совершенства психической деятельности вообще и владения нашим вниманием в частности. Однако часто встречаются люди, обладающие различного рода рассеянностью. Умение владеть своим вниманием в совершенстве достигается лишь специальной целеустремленной работой над собой.
Обстановка полёта, т.е. профессионального труда, требует от лётчика умения владеть своим вниманием наподобие птицы или дикого зверя, т.е. одновременно всё слышать, осязать и помнить. Значит, и свою повседневную жизнь он должен сделать школой совершенства и выработать в себе соответствующее умение владеть своим вниманием.
Как видим, полёт требует от лётчика внимания к бесконечно большому количеству объектов, охватить которые он может только способом переключения внимания. Значит, освоение полёта, в сущности, сводится к автоматизации действий лётчика в возможно большем объеме с целью освобождения внимания на решение главных задач, требующих осознания. С этой же целью конструктор должен стремиться к обеспечению максимальной автоматики в управлении самолётом, мотором и прочим оборудованием, уменьшая тем самым число объектов, требующих внимания лётчика.
Как говорилось выше, для освоения любого трудового процесса, а тем более для освоения полёта, требуется прежде всего найти наиболее рациональный способ действия, требующий наименьшей затраты энергии и минимум времени на выполнение любого действия. В соответствии со способом действий заранее устанавливается и рациональная последовательность переключения внимания. Так как комплекс объектов для внимания в полёте чрезвычайно велик, и одновременно освоить весь комплекс действий невозможно, то освоение происходит по принципу: от части – к целому.
Во всех основных элементах полёта устанавливается наиболее целесообразный рациональный способ использования внимания. Здесь необходимо соблюдать принцип: внимание должно быть направлено в каждый данный момент на главное, требующее осознания и мышления. Для осуществления этого правила всё, что возможно, в трудовом процессе должно быть автоматизировано.
Как же в повседневной жизни приобрести рациональные переносные навыки в умении владеть своим вниманием, которые могли бы быть полезными для полёта? Например, два человека идут по тротуару и с увлечением разговаривают друг с другом. Продолжая разговаривать, они начали переходить дорогу. Неожиданный автомобильный гудок привлек их внимание: они не выполнили правило о том, что перед тем, как переходить дорогу, сначала нужно посмотреть налево, а затем направо. Это правило требует от граждан при переходе улицы направлять главное внимание на обстановку, обеспечивающую безопасность, в той рациональной последовательности, которая и гарантирует надёжность оценки обстановки.
Но если лётчик будет поступать, как эти два гражданина, то едва ли у него выработается твердый навык всегда следить за обстановкой в полёте. При аккуратном, четком выполнении этого правила, безусловно, вырабатывается привычка своевременно и рационально использовать своё внимание. Умение не забывать об этом правиле, постоянно следить за собой приобретается только целеустремленным желанием и практикой.
Каждому человеку предоставляется либо «плыть по течению», либо совершенствоваться. Любой случай в жизни можно использовать для приобретения переносного навыка. Например, можно приобрести умение направлять своё внимание в каждый данный момент на главное путем соблюдения рациональной последовательности. Даже в таком, казалось бы, малозначимом явлении, как разливание чая, легко можно сделать ошибку, если нарушить это правило. Внимание хозяйки, наливающей чай, может быть отвлечено либо разговором, либо обращением к ней, либо другим каким-нибудь неожиданным явлением, и этого может быть достаточно для того, чтобы она переполнила стакан. Каждый случай в жизни может быть использован с пользой или, наоборот, с ущербом в зависимости от нашего отношения к нему. Обычно лётчики, «плывущие по течению» и относящиеся к полётам так же беззаботно, как два гражданина, шедшие по улице, или как хозяйка, наливающая невнимательно чай, недолго летают, хотя погибать раньше времени никто не хочет.
В заключение мне хочется привести пример прямого навыка – рационального пользования своим вниманием во время захода и расчета на посадку.
Во время захода на посадку зрительное внимание лётчика перед разворотом невольно направлено в сторону старта, и хотя расчет в данный момент является важной целевой задачей его внимания, всё же всецело сосредоточить своё внимание только на расчете было бы совершенно неправильно. В любом полёте, переключая внимание, лётчик контролирует постоянно и окружающую обстановку, и скорость, и периодически – показания приборов. Тем не менее, мне известно несколько случаев столкновения истребителя с пассажирским самолётом именно в момент захода на посадку. Это происходило, например, оттого, что истребитель, имеющий большую скорость, нагонял пассажирский самолёт. Лётчик на истребителе слишком долго сосредоточивал своё внимание в левую сторону перед последним разворотом для наблюдения за расчетом, а лётчик пассажирского самолёта, не имея обзора назад, не мог видеть приближения самолёта-истребителя.
Другой пример. При выруливании на старт внимание лётчика направлено на обстановку в направлении руления. Однако это не значит, что его внимание должно быть сосредоточено только на этом. Весь комплекс объектов, который надлежит охватить вниманием, необходимо надёжно и постоянно контролировать. Лётчик должен успевать следить и за скоростью, и за приборами, и за окружающей обстановкой. В практике были случаи, когда при выруливании самолёта на старт не сам лётчик наруливал на что-либо, а на него налетал или наруливал другой самолёт.
Этими примерами я хочу подтвердить необходимость развития у лётчиков способности владеть своим вниманием до степени такого совершенства, которым владеют дикие звери и птицы. Что бы они ни делали, чем бы ни были заняты, внимание их успевает в совершенстве справляться с задачей наблюдения за окружающей обстановкой.
Мобилизационная готовность всех видов внимания лётчика должна быть доведена до такого совершенства, что никакие явления для него не должны быть неожиданностью. Вот ещё одна из формул, выведенных мною на основе своего опыта и раздумий: психологический «курок» лётчика должен быть всегда взведен для «выстрела» в момент внезапности в любой обстановке.
Развитие до совершенства умения владеть своим вниманием достигается целеустремленным повседневным упражнением лётчика в любой обстановке. Во всех основных элементах полёта требуется соблюдать точно установленный порядок действий, выработанный на основе рационализации переключения внимания. Сознательное и точное соблюдение его в каждом полёте вырабатывает те рациональные навыки в умении владеть своим вниманием, которые являются основными условиями надёжности полёта.
Например, для того чтобы совершать взлет с максимальной надёжностью, лётчик должен сначала изучить наиболее рациональный способ владения своим вниманием при этом. Затем он приступает к приобретению навыков путем повторения этого способа с соблюдением каждый раз одинаковой последовательности в переключении внимания.
Лётчик должен знать, куда и как он должен смотреть, как и что при этом видеть, сколько времени задержать взор, чем обосновывается и как определяется эта продолжительность, в какой момент контролируется на слух работа мотора, что он должен слышать и т.д.
Этот способ должен быть записан, для того чтобы его твердо запомнить и при повторении соблюдать одинаковую последовательность переключения внимания.
Чрезвычайно важно в повседневной жизни выработать навык точного восприятия того, на что направляется внимание. Бросив взгляд на какой-либо прибор, мы должны быть уверены, что безошибочно прочли его показания. Такое умение владеть своим вниманием исключает возможность рассеянности, поверхностного скольжения внимания и некоторых «провалов» во внимании, вырабатывает зоркость и наблюдательность.
Лётчику необходимы ещё два основных свойства – точность и аккуратность в действиях, для чего требуется определенная продолжительность, сосредоточенность и интенсивность внимания, а значит, известное усилие воли. Всё, что делают лётчик, штурман, техник в повседневной жизни, каждый из них должен делать только точно и аккуратно.
Когда я вхожу в комнату, мне бросаются в глаза не полностью задвинутые ящики и предметы, неаккуратно лежащие на столе, что говорит о неорганизованности того, с кем я имею дело.
В домах лётчиков, летавших по 30 лет, например, Александра Ивановича Жукова или Ивана Ивановича Калиншина, вас невольно поразят исключительная опрятность, чистота и порядок во всём. Такая аккуратность выработана, мне кажется, в процессе их службы в авиации. Они начинали службу в авиации тогда, когда сами занимались сборкой и ремонтом самолётов и моторов вместе со своими учениками и сами летали на этих самолётах. Поэтому их действия всегда и во всём точны до педантизма.
Дисциплинированному человеку дисциплина не в тягость. Наоборот, он чувствует себя неудобно в случае её нарушения. Тяжелы не сами привычки и навыки, а процесс их создания. Ребенку нелегко бывает привыкнуть мыть руки и лицо, но когда он становится взрослым, то испытывает дискомфорт скорее оттого, что он не умыт, чем оттого, что ему нужно умыться.
Для того чтобы стать точным, необходимо совершенствовать в себе такие качества как точность исполнения, т.е. когда результат действий во всём полностью соответствует замыслу или заданию, и точность соблюдения сроков исполнения. Для этого нужно научиться предвидеть, т.е. рассчитывать и правильно оценивать возможность совершения того или иного вида деятельности в определенный срок. Чтобы совершенствовать умение вести такой расчет и развивать в себе чувство времени, любое задание нужно сначала ясно представить в отношении способов и сроков его выполнения.
Для развития этих качеств я тренировался и развивал память, как во время полётов, так и в повседневной жизни. Если мне нужно было после окончания работы на аэродроме попасть в город для решения нескольких дел, я заранее рассчитывал время на проезд, совершение дел и возвращение. Отправляясь в город, я не записывал того, что мне нужно сделать, а старался всё запомнить. В результате у знающих меня создалось мнение, что по мне можно проверять часы.

Содержание и методы работы над собой (для лётчиков)/2 Память



- От автора
- Требования к новым конструкциям
- Воспитание
- Сущность, цели и задачи воспитания
- Искусство и методы воспитания
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - О следующих главах
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Яков Иванович Алксниc
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Эпоха АНТ-25
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Детство
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - На заре испытательной работы
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Послесловие
- Происхождение аварийности, её анализ и выводы
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Перелёт Москва-Пекин-Токио
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Предисловие автора

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства