Главная страница | Текущий раздел: «Заметки»
М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии» - Правила освоения трудового процесса
Понимание сущности освоения и путей совершенствования трудового процесса должно достигаться на основе его всестороннего изучения, анализа и синтеза. Сущность освоения трудового процесса заключается в приобретении автоматизированных действий и одновременном совершенствовании психической деятельности. Автоматизированные действия называются навыками. Навыки и привычки образуются в результате повторения какого-либо вида деятельности. Для того чтобы труд был надежен и продуктивен, существует ряд правил в отношении приобретения навыков. Первое правило: навык должен быть прежде всего рациональным, т.е. сущность действий, подлежащих автоматизации, должна предусматривать наименьшую затрату энергии в кратчайшее время. Например, спортсмен должен заранее знать самый рациональный по технике исполнения способ держания ракетки, взмаха ракеткой, удара по мячу, с какой ноги начинать движение, как балансировать собственное тело во время подачи, куда смотреть в данный момент и т.д. Другой пример. Лётчик, прежде чем приступить к освоению полёта, должен знать самый рациональный способ действий подготовки к полёту с момента посадки в кабину самолёта до приземления. Он должен знать сущность и последовательность этих действий, чтобы путем их повторения выработать рациональные навыки. Это нужно для того, чтобы в полёте все действия можно было совершать быстро и надёжно. Он должен запомнить места расположения приборов и рычагов, их назначение и способ действий. Эти навыки дадут ему возможность в полёте, во-первых, быстро находить приборы для контроля и реагировать соответствующими быстрыми действиями, а во-вторых, освободить внимание и направить его на главное – на решение основной задачи. Поэтому следует сначала установить наиболее рациональный способ действий, записать его, а затем приступить к упражнениям путем многократных и постоянных повторений. При этом необходимо знать второе правило: повторяя, обязательно нужно каждый раз соблюдать одинаковую последовательность действий или смыслового содержания. На основании соблюдения этого правила запоминается мотив, стихотворение, таблица умножения, выполнение полёта, словом, всё, что требует приобретения навыков и привычек. Лётчик, желая приобрести надёжный навык посадки в самолёт, сначала обдумывает, и находит наиболее рациональный способ влезания в него. После того как найдено лучшее решение, он сначала записывает последовательность действий, а затем приступает к освоению этого способа путем повторений. Можно сказать с уверенностью, что после 20-30 повторений посадки в самолёт одним и тем же способом он будет делать это быстро и надёжно: не поскользнется, не оступится, не разобьет фонарь и не зацепится парашютом. Это необходимо, например, при взлете по тревоге. Инструктор, обучая ученика выполнению посадки на аэродром, всегда должен делать однотипную (каждый раз одинаковую) посадку. Ученик при этом получает каждый раз одинаковое зрительное впечатление и соответственно производит одинаковые движения рычагами управления. Одинаковые по величине и направлению усилия образуют у него навыки. Способ смотреть в момент выравнивания самолёта перед приближением к земле после планирования и в момент выполнения самой посадки всегда должен выполняться одинаково. При соблюдении этого правила навык образуется довольно быстро. Если инструктор садится то на колеса, то с опущенным хвостом, то на три точки, ученик усваивает посадку значительно дольше. Расчет на посадку усваивается дольше всех элементов полёта вследствие невозможности соблюдения этих правил с большой точностью и изменения скорости ветра и его направления. По этой причине для малоопытных лётчиков, не говоря об учениках, требуется иногда предварительный показ – провозной полёт с целью применения навыков в новых условиях. Чаще всего инструкторы и командиры делают ошибку, когда неопытного пилота лишь предупреждают об изменении скорости ветра и его направления, считая, что для правильного расчета пилоту достаточно только помнить об этом. Каждому командиру и инструктору следует знать, что изменение условий всегда может вызвать ошибку. Лётчик, привыкший за несколько дней к определенным условиям, непроизвольно, благодаря образовавшемуся навыку, будет действовать и в новых условиях так же, как и раньше. Значит, фактически в изменившихся условиях его стереотипные действия приводят к иному результату. Очевидно, в новых условиях лётчик должен действовать иначе, чем прежде. Однако если он никогда этого не делал, то не может ясно представить себе, как нужно действовать, ибо в памяти у него возникает всё время привычное представление. Поэтому он не может выполнить посадку так, как это требуется в новых условиях. Для выработки нового навыка нужен показ и в большинстве случаев неоднократный. Опытный лётчик может успешно совершить посадку в любых условиях без предварительного показа, потому что он неоднократно уже выполнял её в различных ситуациях. Он может представить, исходя из обстановки, как ему следует действовать. Он уже привык к перемене условий, т.е. легче приспосабливается к их изменению. Третье правило касается быстроты выполнения осваиваемых упражнений: при освоении процесса нужно работать всегда лишь с такой быстротой, которая дает возможность соблюдать точную последовательность действий. По мере освоения быстрота действий будет увеличиваться, и чем совершеннее достигнутый автоматизм, тем большая быстрота возможна при сохранении правильной последовательности действий. В начале процесса освоения лучше работать медленнее, но точно соблюдать одинаковую последовательность в запоминании смыслового содержания и одинаковую последовательность действий, чем допускать ошибки. При торопливости опасность состоит в том, что ошибка, повторенная несколько раз, может стать навыком. Пианист, сделав ошибку в наиболее трудном месте, для исправления её использует следующий метод. Он разучивает по частям трудное место: начинает играть одной рукой сначала медленно настолько, чтобы соблюсти точность в исполнении (т.е. в сохранении последовательности). Повторив в таком медленном темпе несколько раз, постепенно увеличивает скорость исполнения. Хорошо заучив (автоматизировав) исполнение трудного места одной и другой рукой, он пробует сыграть двумя руками вместе, но сначала опять в медленном темпе и, только повторив несколько раз, постепенно увеличивает темп исполнения. Главное, осваивая процесс, необходимо стараться не делать ошибок. Деятельность человека, отлично овладевшего сложным трудовым процессом, обычно кажется недосягаемым совершенством. Успешный боевой полёт истребителя, выступление певца, боксера, шахматиста производят впечатление законченного, целого, но очень сложного процесса. Но как бы ни нравилось и ни поражало достижения демонстрирующих своё мастерство людей, всё же нам кажется, что решить любую из этих задач можно было бы и несколько иначе. Например: сбить врага атакой не сверху, а сзади снизу; то же музыкальное произведение спеть с другой выразительностью; нокаутировать своего противника не прямым ударом слева, а крюком справа; на 24-м ходу белым избрать более эффективное продолжение ходом ладьи и т.д. Выбор того или иного варианта является особенностью психической деятельности, присущей данному субъекту. Избираемые варианты бесчисленны и разнообразны, как и люди, но все они имеют общую цель – решить одну и ту же задачу по одним и тем же законам психической деятельности. В этом единстве целеустремленности все люди настолько же разны, насколько и одинаковы. Вариативность решений в процессе выполнения очень важна, так как один вариант решения бывает совершеннее другого. Если в одних случаях это не играет решающей или даже какой-либо важной роли, то в других имеет весьма существенное значение. Так, избранный вариант действий принципиально неважен при выступлении певца или выполнении небоевого полёта, но играет определяющую роль в боксе, шахматной игре, боевом полёте, когда совершенству действий одного человека противопоставляется совершенство действий другого человека. Способность открыть слабые места в деятельности противника и выбрать наиболее совершенный способ действий и является сущностью тактики. Итак, всякий процесс, освоенный с большим совершенством, по существу целесообразен и рационален, т.е. выполняется с наименьшей затратой энергии в кратчайший срок. Освоение большого по объему и сложного по содержанию процесса происходит по частям, постепенно соединяемым в целое, и позволяет совершать в результате сложные координированные действия, а это трудно из-за существования переключения внимания. Вследствие того, что развитие, свойства и особенности характера различных людей неодинаковы, те или иные части этого процесса осваиваются по-разному – лучше или хуже, т.е. люди имеют разный подход к решению одной и той же задачи по одним и тем же принципам. Сложный трудовой процесс может быть качественным и надёжным лишь в том случае, когда он осваивается организованно, продуманно и целенаправленно. Боксер сначала изучает технику отдельных ударов и средств защиты. Затем он практическими упражнениями приобретает навыки производства правильных по технике выполнения ударов и отдельных защитных движений (как средств защиты). После приобретения этих навыков он начинает осваивать 3-5 комбинаций из двух, трёх, четырёх ударов подряд. Подобным же методом он отрабатывает и защиту от таких же комбинаций ударов. Количество их в боксе бесконечно большое. И чем больше и дольше человек осваивает эти комбинации, тем шире арсенал его возможностей для решения определенного тактического замысла. Тренировка в разнообразии комбинаций является самым длительным и упорным периодом и не кончается никогда даже у самых, казалось бы, опытных боксеров. Мастера бокса для приобретения навыков в разнообразии комбинаций тренируются в бою с различными партнерами, что весьма целесообразно тогда, когда боксер достиг большого совершенства в умении разнообразить комбинации нападения и защиты. То же происходит и при игре в шахматы. По тем же законам и проторенным путям ходят шахматные фигуры, имея всегда определенные движения в нападении и защите. Первые 6-8 ходов настолько изучены противниками, что количество наиболее рациональных комбинаций, в сущности которых заложен принцип целесообразности, ограничено и остается в памяти человека. А далее, как и в боксе, комбинаций может быть бесчисленное множество, и все они подчинены определенным законам и имеют вполне определенное смысловое содержание и одну цель. Способы её достижения приобретаются только организованным и целеустремленным методом тренировки. Так можно освоить любой трудовой процесс: пение, игру на рояле и пр. И даже самый способный человек, который не знал принципов организованного освоения трудового процесса, в соревновании с мастером, овладевшим тем же самым трудовым процессом организованным способом, неизбежно и быстро проигрывает, что подтверждается опытом. Возможность применения разнообразных комбинаций и производит впечатление чуда, как чего-то не поддающегося никаким закономерностям психической деятельности. Кажется, что это творчество рождается из ничего. Нет, оно приобретается организованным опытом, тренировкой, совершаемой по определенным правилам. Творчество не случайный процесс, оно рождается в результате опыта и использования закономерностей психической деятельности. Кто находит наилучшее решение, а главное быстрее, чем его противник, тот тем самым опережает его и, приводя в действие это решение, захватывает инициативу. На каждое действие (движение) противника возможно наилучшее ответное решение и действие. И это не случайность, а проявление совершенства навыка. Если на предложенный вариант действий вовремя не находится ответа (решения и действия), то это объясняется незнанием этого варианта либо недостаточным навыком действий в этом варианте. Это и есть ошибка в работе. Создание нового варианта действий или решения возможно лишь на основе анализа, эксперимента и синтеза путем изучения процесса борьбы (трудового процесса). Творчество во время боя также существует. Оно заключается в применении в различной последовательности многих уже известных и изученных комбинаций, которые являются навыками, полученными в результате длительной тренировки. Это чрезвычайно важно знать лётчикам-истребителям, вся тренировка которых должна быть построена на основе выполнения разнообразных комбинаций нападения и защиты. Схематично это выглядит так. Сначала идет освоение отдельных элементов полёта. Затем эти отдельные элементы полёта выполняются в различной последовательности и представляют собой единую комбинацию. Последовательность следует разнообразить. Когда любая комбинация в последовательности будет выполняться четко, следует переходить к освоению парного полёта. В парном полёте два лётчика выполняют в различной последовательности все элементы полёта в комбинациях, которые преследуют основные цели: умение определять дистанцию до другого самолёта и умение пилотировать, не спуская глаз с другого самолёта. Далее один лётчик разучивает различные атаки и, что особенно важно, отрабатывает умение занимать после атаки инициативное положение. Другой лётчик одновременно разучивает способы защиты – ответные действия на атаки с целью также занять инициативное положение. Наконец, после отработки отдельных атак и защитных маневров следует переходить к освоению определенных комбинаций из нескольких атак и защитных действий. Только после выполнения большого количества различных комбинаций, состоящих из атак и защиты, можно начинать освоение вольного боя. Умение вести воздушный бой, достигнутое длительными систематическими тренировками по описанной системе, даст высокую надёжность на выигрыш. Опыт спорта показал, что самые трудные его виды дают возможность достигнуть мастерства не ранее трёх лет тренировок. Ни один боксер, вышедший на ринг неподготовленным, не выиграл у мастера. Подготовка истребителя является наиболее сложной из всех видов лётной специализации. Она требует значительно большей тренировки и более тщательного отбора, чем остальные виды лётной специализации.
Правила, организующие психическую деятельность в трудовом процессе Содержание и методы работы над собой (для лётчиков)
| - Представление и воображение - Основные принципы тренировки - Роль воспитания в общественной жизни - Средства и способы воспитания - М.М.Громов. «На земле и в небе» - 1930-е годы - О лётной профессии - М.М.Громов. «На земле и в небе» - АНТ-9 - М.М.Громов. «На земле и в небе» - Мысли об искусстве - М.М.Громов. «На земле и в небе» - Детство (2) - М.М.Громов. «На земле и в небе» - Дни следуют один за другим, но не походят друг на друга - М.М.Громов. «На земле и в небе» - О конном спорте - М.М.Громов. «На земле и в небе» - Перелёт по европейским столицам за три дня
|