Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: «Заметки»

М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии» - О лётной профессии



Однажды ко мне по телефону обратился молодой человек с просьбой принять его.
– По какому делу? – спросил я.
– Мне хочется стать лётчиком, и я решил попросить Вас рассказать, что нужно для этого сделать и как Вы сами лично добились своих результатов.
Я назначил ему день и час приёма. Юноша явился с опозданием. Я заинтересовался, по какой причине это с ним произошло. Он, смущаясь, ответил:
– Я забыл завести часы, они меня и подвели.
Желая вывести его из смущения, я переменил тему разговора, и стал расспрашивать о его жизни. Поинтересовался и причинами, которые вызвали у него желание стать лётчиком. Наша беседа затянулась. Из разговора выяснилось, что из всего прочитанного про меня у него сложилось обо мне представление как о человеке, хорошо владевшем техникой. Я не разуверял его в правильности этого: технику я, действительно, всегда старался изучать как можно лучше, но счел своим долгом заметить ему, что успеха я достиг не только путем изучения техники, но главным образом работой над собой. Я дал ему понять, какую важную роль играет работа над собой для надёжности полёта, поделился методами, которые я применял в своей практике в этой области, и, между прочим, привёл примеры того, к чему ведет в авиации забывчивость, напомнив ему о его опоздании ко мне на приём. В конце беседы я предложил ему записать адрес учреждения, куда ему следовало обратиться в дальнейшем. В поисках карандаша юноша стал ощупывать свои карманы.
– Вы носите карандаш всегда в одном и том же кармане?
Он не знал, что ответить. Тогда я дал ему свой карандаш.
Когда адрес был записан, я взял его записку и, прочитав, заметил что цифра 7 была похожа на цифру 4. – Завтра Вы можете не найти учреждения, в которое Вам надо обратиться.
– Почему? – спросил он.
– Потому что Вы небрежно записали номер дома.
– Да, Вы правы. Это, вероятно, оттого, что я несколько взволнован и поторопился.
Я заметил ему, что это плохое оправдание, и предупредил о том, что в полёте лётчик волнуется лишь в самые трудные, опасные моменты и именно тогда он должен работать точно, последовательно, ничего не забывая, сохраняя полное самообладание.
– У лётчика волнение не должно ухудшать качества работы. Вы ещё недостаточно хорошо владеете собой, и поэтому волнение повлияло на Вас. Обратите внимание, какие могли быть последствия, если бы я не прочел Вашу записку: Вы могли не найти учреждение, которое Вам так необходимо. Правда, в данном случае ошибка сравнительно легко поправима. Но я вспоминаю, как такой же случай произошел с одним офицером, небрежно записавшим цифру 7. Она была очень похожа на цифру 4. Тогда дело было служебное и очень важное, и последствия были весьма серьезными. Этот офицер принял кодовое приказание на вылет бомбардировщиков во время летно-тактического учения. Другой офицер, получив его запись, не смог правильно раскодировать одну из групп, в которой цифра 7 была записана как 4, и в результате выполнение задания было сорвано.
Молодой человек слушал меня с большим вниманием и некоторым смущением. Я ободрил его, выразил уверенность в его будущем успехе и сказал, что при желании в жизни всё достижимо и поправимо, кроме даром потерянного времени. Он попросил позволения обращаться ко мне за советом и в будущем.
– Я считаю мою помощь Вам своим долгом, и если она принесет пользу, это будет для меня самым большим удовлетворением, – ответил я.
Юноша ушел. А я невольно подумал, насколько не подготовлен он к избранной им профессии. Достаточно было даже такого непродолжительного общения, чтобы заметить укоренившиеся в нем недостатки, которые в авиационной профессии могут сыграть роковую роль. Он неточен, небрежен, неорганизован, у него плохая память, он не умеет владеть собой. Может ли человек с такими недостатками приступить к полётам? Не надёжнее ли начинать летать человеку организованному, с хорошей всесторонней памятью, умеющему пользоваться своим вниманием, точному, аккуратному, владеющему собой?
Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим о том, какую роль играют различные качества человека в авиационной профессии, отчего происходят так называемые чрезвычайные происшествия – катастрофы, аварии, поломки и т.п.

От автора Происхождение аварийности, её анализ и выводы



- От автора
- Требования к новым конструкциям
- Воспитание
- Сущность, цели и задачи воспитания
- Искусство и методы воспитания
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - О следующих главах
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Яков Иванович Алксниc
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Эпоха АНТ-25
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Детство
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - На заре испытательной работы
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Послесловие

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства