Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: «Заметки»

М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии» - Искусство и методы воспитания



Одно и то же явление иногда производит на людей разное впечатление и оказывает различное влияние. Кроме того, даже один и тот же человек в разных случаях может воспринять одно и то же явление по-разному. Именно это обстоятельство, с одной стороны, возводит воспитание в степень искусства, а с другой – открывает возможность сделать, достигнуть воспитанием, если не всего, то, по крайней мере, очень многого.
Основная цель воспитания заключается в оказании такого воздействия на сознание, которое обеспечило бы желаемое целенаправленное влияние.
Самым важным и одновременно трудным вопросом воспитания является знание рациональных условий, обеспечивающих положительное влияние, и умение применять их на практике.
В жизни, в окружающей обстановке встречается много неясных, неодинаковых явлений, вызывающих у воспитанников неясные представления, недопонимание и т.п. Поэтому в воспитании всегда необходимы живой контроль и направленное воздействие, т.е. обязательное активное участие воспитателя. Его разъяснения и личный пример – главные, самые действенные средства воздействия, основанные, с одной стороны, на свойстве внушаемости и желании воспитанников подражать, а с другой – на способности преподавателя влиять, внушать словом и примером.
Однако не всегда и эти средства дают положительные ожидаемые результаты. Происходит это по следующим причинам. Восприимчивость (внушаемость) воспитанника находится в прямой зависимости от интенсивности его внимания к объяснению, а интенсивность внимания, в свою очередь, обусловлена его интересом к объяснению и зависит, кроме того, от одинаковости (согласия) восприятия (мнения) воспитанника с объяснением воспитателя. Чем сильнее интерес, тем глубже впечатление, тем эффективнее влияние. Постоянный интерес к занятиям вызывает желание, увлечение ими и в дальнейшем может перерасти в привычку, т.е. вызвать потребность в этом виде труда.
Кроме того, в обучении и воспитании интерес зависит не только от того, что осваивается, т.е. от содержания осваиваемого, но и от того, как оно преподносится. Чем сильнее впечатление от воздействия воспитателя, тем значительнее, глубже его влияние на воспитанника. Таким образом, эмоциональность, выразительность, способность воспитателя придать важное значение внушаемому, малое превратить в великое и т.п. усиливают впечатление у воспитанника.
Итак, интересное можно превратить в глазах воспитанника в неинтересное, и наоборот. Сила восприятия и усвояемость прямо зависят от того, насколько удалось воспитателю заинтересовать слушающих его, заострить и мобилизовать их внимание, т.е. от того, каким образом воспитатель воздействовал на сознание воспитанников.
Но для этого ещё необходимо, чтобы воздействующий был в глазах воспитанника авторитетом, т.е. направленность зависит от личности того, кто воздействует, внушает.
Авторитет – это подлинное превосходство человека в какой-либо области знаний или деятельности. Чем выше его совершенство в глазах воспитанника, тем более глубокое впечатление производит на него воздействие воспитателя, тем сильнее влияние воспитателя и чувство доверия к нему.
С большим удовлетворением я прочитал у гениального знатока человеческой психологии Н.В.Гоголя следующие строки, которые подтвердили и укрепили мои суждения: «Леность и непонятливость воспитанника обращаются в вину педагога и суть только вывески его собственного нерадения... Он не умел, он не хотел овладеть вниманием своих юных слушателей, он заставил их с отвращением принимать горькие свои пилюли. Совершенной неспособности нельзя предполагать в дитяти. Мне часто случалось быть свидетелем, как ребенок, признанный за неспособного ни к чему, обиженный природой, слушал с неотвлекаемым вниманием страшную сказку, и на лице его, почти бездушном, не оживляемом до того никаким чувством участия, попеременно прорывались черты беспокойства и боязни».
В деятельности воспитателя не должно быть противоречия, т.е. внушение его и личный пример должны быть по существу одинаковы. В высказываемых мнениях или идеях также должно быть постоянство. Слова не должны расходиться с делом. Убеждать, например, во вреде курения с папиросой во рту рискованно – не даст положительных результатов.
Потерять авторитет гораздо легче и быстрее, чем завоевать его. Достаточно одного случая, который мог вызвать сомнение в правильности внушаемого, или одного случая невыполнения обещанного, как доверие исчезает, а с ним погибает и авторитет. Лучше совсем не обещать и предупреждать о трудностях, чем не выполнить обещание. Представьте себе, что я предложил метод вылета на самолётах новой конструкции и уверял, что это наилучший, испытанный уже метод. И вдруг я ломаю самолёт по собственной вине. Едва ли после этого случая кто-либо отнесется с доверием к моим предложениям вообще и доверит мне испытание самолётов.
Авторитет завоевывается постоянством безупречности и добросовестности, знанием в овладении какой-либо деятельностью.
Сила впечатлений слов, явлений, поступков бывает иногда необыкновенно действенна и велика. Каждому приходилось слышать такие слова: «Я запомнил это на всю жизнь», «Запомнил раз и навсегда», – так сильно бывает воздействие, испытанное всего лишь один раз. Но в подавляющем большинстве случаев свойства и качества, присущие человеку, приобретаются и развиваются воспитанием и достигаются путем многократных повторений. Так, знание таблицы умножения необходимо каждому, но освоение её не может вызвать особого интереса. И всё же объяснение методов её освоения необходимо построить выразительно, раскрыв её значение в практической жизни и подтвердив это увлекательным примером, вызывающим интерес и заостряющим внимание.
Свойства и качества, которыми должен обладать воспитатель, логически вытекают из его деятельности. Он должен обладать знанием задач, методов и способов воспитания, умением выразительно объяснять, прямо или косвенно воздействовать различными способами и методами, быть авторитетом для воспитанников и живым положительным примером.
Воспитатель должен быть требовательным и внимательным к воспитаннику, обязательно следить за его деятельностью и реагировать на нее. Тон и форма его обращения должны быть оптимистичны, вежливы, ровны и определенны. Он должен обладать большой выдержкой и терпением, отношение его ко всем воспитанникам должно быть одинаковым и непредвзятым, и, что особенно важно, он должен проявлять уважение к личности каждого. Он должен быть до щепетильности объективен, справедлив и правдив. Влияние его особенно возрастет, если он сумеет завоевать любовь воспитанников и своим обаянием вызовет их обожание.
Отказывать нужно в вежливой форме, при этом желательно, а иногда и обязательно отказ мотивировать. Мотивировка должна быть возможно более краткой, исчерпывающе ясной по смыслу, убедительной по логике, красочной по форме и неповторимой. Отказывать всегда легче и проще, чем разрешать, поэтому воспитатель всегда должен сделать всё, чтобы не отказать, если просьба целесообразна.
Разрешать нужно широко, обдуманно, но с предупреждением о возможных осложнениях, чтобы дать иногда хлебнуть «горького» опыта, и об этом обязательно впоследствии напомнить. Никогда не перерешать.
На требовательности к воспитаннику и умении правильно реагировать на его поведение и деятельность необходимо остановиться особо. В этих вопросах могут быть различные позиции. Я хочу выразить свою личную точку зрения.
Требовать можно всегда, если на то у воспитателя есть право, а у воспитанника – возможность выполнения. Поэтому требовать нужно логично, в тоне и форме повелительной, но вежливой, ибо воспитатель всегда должен стараться расположить к себе своего воспитанника, чтобы сильнее и правильнее на него влиять. Требовать нужно так, чтобы выполнение казалось воспитаннику неизбежным, а к воспитателю он чувствовал уважение, но не страх.
Нужно прививать чувство долга, совести, ответственности и любви к труду на основе любви и преданности своей родине, а не на основе страха перед наказанием за просчеты и ошибки. Эта народная мудрость выражена в пословице необычайной моральной красоты и огромной глубины содержания: «Не за страх, а за совесть».
Воспитатель всегда должен помнить об уважении к личности воспитанника.
Грубый тон воспитателя не способствует возникновению у воспитанника большого желания выполнить требования наилучшим образом. Он приводит к порочному стилю – угодничеству: лишь бы начальник не рассердился, а иногда – и к обману. Воспитанник должен чувствовать к воспитателю не страх, а уважение. Он должен стараться не огорчать воспитателя.
Однако неповелительный тон и форма также очень плохи, ибо они не вселяют уважения к воспитателю и не мобилизуют волю воспитанника на выполнение задания, что ведет к пререканиям, капризам, а иногда и к невыполнению требуемого.
Быть требовательным – это не значит поставить задачу и ждать донесения о результатах. Быть требовательным – значит уметь заставить подчиненных выполнить поставленную задачу наилучшим образом и обязательно, причем последние не должны по возможности чувствовать над собой насилия. В них нужно всегда стараться вселить желание, охоту, старательность, тогда в их сознании останется удовлетворение от исполненного долга и расположение к воспитателю.
Поведение и деятельность воспитанников требуют постоянного, обязательно четко организованного внимания, участия, воздействия, а иногда и помощи воспитателя. Самую большую ошибку сделает воспитатель, если он, поставив задачу воспитаннику, оставит его в дальнейшем без всякого внимания и участия. Недостаточно сказать воспитаннику: «Будь всегда и во всём аккуратен и точен», – и долго не реагировать на выполнение им задачи.
Как же нужно воспитателю от начала до конца помогать воспитаннику решать поставленную задачу? Он должен объяснить сущность аккуратности и точности, различные виды их проявления, связь между этими понятиями, особенно заострить значение этих качеств, привести яркие примеры.
Так, например, воспитатель, указывая, что необходимо быть точным и аккуратным в летном деле, должен объяснить, как достичь этого, какими методами, при каких условиях и обстоятельствах. Поставив задачу подчиненным, воспитатель обязан направить своё и их внимание на её выполнение, принимать в этом самое активное участие, особенно в начале выполнения задачи. Оно выражается в том, что воспитатель в трудных случаях помогает воспитаннику, который должен постоянно ощущать это наблюдение и участие со стороны воспитателя, получать от него одобрение или поощрение. Первые ошибки нужно поправить, не задевая самолюбие воспитанника, особенно если он старается, и непременно реагировать одобрением на положительные результаты.
Искусство воспитателя заключается в том, чтобы не допускать у воспитанника лени, небрежности, некачественного выполнения задания, не говоря уже о его невыполнении. Если проявляются такого рода отрицательные явления, то, прежде всего, необходимо выразить своё неодобрение, порицание и, ни в коем случае не останавливаясь на этом, разъяснить, почему это нехорошо, с тем чтобы вызвать чувство раскаяния, укоры совести и желание исправиться. Воздействием надо добиться у воспитанника сознания долга, необходимости выполнить задание и стремления в дальнейшем всякое своё нарушение воспринимать как неприятность, с чувством стыда и неудовлетворенности.
Нужно вселять в воспитанника оптимизм, желание хорошо выполнить задачу. Это достигается участием, помощью, соответствующим тоном обращения, одобрением, поощрением.
По мере освоения задачи, когда у воспитанника появляются привычки и навыки, влияние воспитателя постепенно ослабевает, и он предоставляет возможность воспитаннику самостоятельно следить за своими действиями.
Есть и другой метод. Можно не выказывать одобрение или поощрение при нормальном или хорошем выполнении задания, а реагировать только при отклонениях от нормального выполнения, в случаях ошибок и при этом порицать и наказывать. Результат будет значительно хуже, чем при первом методе.
Если же применять только меры поощрения, не прибегая к мерам порицания, результаты будут ниже, чем при первом методе, но выше, чем при втором.
Можно поставить задачу и совсем не реагировать на её выполнение, т.е. оставить воспитанника без внимания. В этом случае результаты будут самые низкие.
Необходимо уяснить себе, какую важную роль играет в воспитании воздействие в виде одобрения, поощрения, с одной стороны, и неодобрения, порицания – с другой, а также в каких случаях и как их применять.
Принципиальная разница в сущности воздействия и способах его применения очень важна для восприятия, впечатления и влияния на воспитанника. Все виды и степени поощрения человеку приятны, а порицания – неприятны. Степень и виды поощрений и порицаний весьма различны.
Одобрение, которое само по себе уже является в большой степени мерой поощрения, можно выразить весьма различно. Если оценить поведение или деятельность словом «правильно», это уже будет большой мерой поощрения. Она вселяет в воспитанника уверенность в своих силах и дает ему большой стимул, порождающий желание продолжать начатую деятельность.
Похвала – это громадная степень поощрения и последняя ступень, указывающая на незаурядное достижение, встречающееся нечасто и говорящее о скрытых возможностях.
Награда – это исключительная степень оценки деятельности.
За поведение она не дается, и понятно почему. Поведение в результате воспитания должно укладываться в рамки общепринятого в обществе. Только при нормальном поведении без нарушений можно жить и быть достойным членом общества. Поведение без нарушений – обыденная, для всех, казалось бы, одинаково легко достижимая норма. Но процесс формирования и поддержания устойчивого поведения для некоторой части людей требует более или менее постоянной поддержки, воздействия.
Итак, награда – это исключительное поощрение, свидетельствующее о полной самостоятельности при овладении какой-либо областью данной профессии, о творческих способностях и возможностях. Большие достижения при овладении какой-либо областью полезной деятельности приносят человеку громадное удовлетворение и являются стимулом к дальнейшим успехам.
Награда, если рассматривать её как оценку прошлой деятельности, кажется по значимости слишком большой. У меня лично она всегда вызывала чувство неловкости, так как мне думалось, что я слишком легко достиг результатов и мало сделал для такой оценки. Если же рассматривать награду как стимул, то мне такая оценка казалась настолько большой, что её невозможно будет оправдать в будущем. Все награды были для меня полной неожиданностью. Я никогда не считал, что сделал что-то особенно хорошо, но очень любил свой труд, вернее сказать, я был одержим необычайной страстью к своему труду.
Неудовлетворительная оценка поведения или деятельности требует, прежде всего, точно установить причины происхождения неправильного или плохого поведения или деятельности. Оценка словами «не так» или «неправильно» достаточна для того, чтобы вызвать у воспитанника сомнение в правильности своей деятельности. Это первая ступень порицания, которая должна вызывать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой и желание критически разобраться в причинах неудачи. Такое чувство возникает у хорошо воспитанных людей. Но очень часто, если не в большинстве случаев, эта первая ступень вызывает возражения в форме оправдания со ссылкой на объективные причины.
Неодобрение – это вторая, очень большая ступень порицания. Оно должно вызвать у воспитанника чувство огорчения от результатов его поведения или деятельности. Оценка «нехорошо», «плохо» должна вызвать чувство стыда и желание скорее, во что бы то ни стало исправиться.
Наказание должно быть исключительным явлением. Ни в коем случае нельзя наказывать так: нельзя констатировать факт нарушения, выругать, особенно в форме, унижающей личность, наказать – дать 5-10 суток ареста и считать, что на этом дело закончено.
Грубость и ругань – это по существу проявления дурного настроения воспитателя, которые далеко не всегда нужно показывать, особенно в случаях отрицательных поступков воспитанников. Будучи выведенным из себя, человек легко делает ошибки. А ошибка у воспитателя ведет к подрыву авторитета, к уничтожению самого главного его оружия. В случаях ошибок следует указать (никогда не более чем в повышенном тоне), вполне владея собой, какой проступок совершил человек, насколько это важно для общего дела, вызвать чувство раскаяния, стыда, добиться обещания исправиться, суметь получить честное слово.
В зависимости от тяжести проступка (преступления) следует наказать, иногда даже условно, но самое главное – внушить воспитаннику, что у него есть все возможности исправиться и, что воспитатель уверен в его исправлении. Воспитанник должен почувствовать перспективу, а чувство раскаяния должно вызвать у него желание исправиться. При этом наказание ему должно казаться позором, который можно изгладить из памяти лишь особым старанием, путем исправления и искупления вины перед обществом и самим собой.
Как же применять поощрение и наказание? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, как они воспринимаются.
Поощрение, как уже говорилось, всегда вызывает приятное ощущение у воспитанника, но главное его достоинство в том, что оно вселяет оптимизм, дает стимул к дальнейшей работе и, кроме того, вызывает расположение к воспитателю. Подобное настроение способствует работоспособности и располагает к творчеству, а расположение к воспитателю позволяет последнему сильнее влиять на своих воспитанников.
Однако применение поощрения требует умения, ибо может иметь отрицательные последствия: у захваленного теряется чувство меры, что называют «головокружением от успехов». Поэтому, похвалив, иногда нужно и предостеречь или указать на какое-либо оставшееся несовершенство.
В вопросах поведения не следует бояться широкого применения поощрения, в то время как в процессе трудовой деятельности его следует применять хотя и широко, но с некоторой предосторожностью и с большим искусством.
Порицания всех видов, особенно неумело примененные и часто повторяемые, наоборот, рождают пессимизм, плохое настроение, нетворческое душевное состояние и антипатию, нерасположение к личности воспитателя.
Порицание или наказание в грубой и ещё хуже – в оскорбительной форме настраивает воспитанника враждебно, отдаляет его от воспитателя, и влияние последнего ослабевает.
Воздействие страхом далеко не всегда положительно влияет на человека, а в большинстве случаев, в конце концов, приводит к порочному стилю работы, к угодничеству и боязни ответственности, а не к желанию сделать всё наилучшим образом. Кроме того, из боязни наказания иногда рождается обман.
Из всего сказанного видно, что поощрением можно и необходимо пользоваться широко, но с осторожностью, чувством меры, а порицанием – возможно меньше, обязательно помогая воспитаннику исправиться. Как показывает практика, применять надо и то, и другое, но очень умело, что трудно и требует большого искусства. В противном случае результаты получаются часто неожиданные и нежелательные. Неумелое применение поощрения и особенно порицания может принести больше вреда, чем пользы.
Поощрение опирается обычно на честолюбие, а порицание – на чувство самосохранения. Применение поощрений в форме награды развивает честолюбие. Но не оно должно вызывать человеческое желание творить и трудиться, а любовь к творческому труду, любовь к делу, которое приносит наибольшее удовлетворение. Порицание же должно вызывать не страх, а стыд, неудовлетворенность, желание преодолеть ошибки. Поощрение и порицание как виды воздействия в процессе воспитания – только маяки, ориентирующие в нужном направлении. Основой же является воздействие словом и примером на сознание и практическую деятельность воспитанников.
Там, где достигнуто понимание сущности воспитания, его средств и методов, там, где овладение искусством воспитания стоит на большой высоте, там нет наказаний. Там может быть лишь высшая форма воздействия на сознание – убеждение (т.е. внушение) и в некоторых случаях – поощрение и порицание.
Там, где процветает наказание, где воспитатель не овладел искусством воспитания, там нет воспитания и подлинно воспитанных дисциплинированных людей, там существует лишь формальная, ненадёжная дисциплина.
Воспитание всемогуще там, где оно осуществляется внушением, воздействием авторитета, укрепляется традициями и утверждается обстановкой и условиями профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Поэтому воспитание является задачей государственной важности, осилить которую можно внедрением педагогики не только в школу, но и в семью, и в производство, и в армию.

Средства и способы воспитания



- Представление и воображение
- Основные принципы тренировки
- Роль воспитания в общественной жизни
- Средства и способы воспитания
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - 1930-е годы
- О лётной профессии
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - АНТ-9
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Мысли об искусстве
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Детство (2)
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Дни следуют один за другим, но не походят друг на друга
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - О конном спорте
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Перелёт по европейским столицам за три дня
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Фронт
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Новая веха в жизни
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Человек - живой прибор
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Воспоминания о судьбах моих близких друзей и знакомых
- Правила, организующие психическую деятельность в трудовом процессе
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Париж мимоходом

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства