Испытатели Палубная авиация Проекты боевых самолетов Испытатели «Путь в небо»
Главная
Стефановский
Испытатели
«Аэроузел-2»
«Заметки»
«Барьеры»
Марк Галлай
Игорь Шелест
Ил-76
Испытатели
«Испытатели МиГов»
«Неделя»
Action
«Автограф в небе»
Прочность
Ту-144
«Жизнь»
Наша кнопка:





Главная страница | Текущий раздел: «Заметки»

М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии» - Воспитание



Я останавливался на вопросе работы над собой почти исключительно в профессиональном направлении. Этим должен заниматься каждый лётчик, стремящийся стать подлинно культурным и глубоко знающим свой профессиональный труд. На этой основе каждый лётчик сам должен строить надёжность своей профессии. Но если лётчик – командир или инструктор, то он должен быть, кроме того, ещё и педагогом.
Командир, инструктор, преподаватель должен быть и активным человеком. Он учит, воспитывает и управляет подчиненными – доверенными ему государством людьми. И государство предъявляет к нему высокие требования. Это обязывает командира быть всесторонним воспитателем подчиненных. Следовательно, командир должен быть профессионально хорошо обучен и соответственно воспитан. Кроме того, он должен уметь не только обучать, но и воспитывать подчиненных ему людей. Командир должен постоянно совершенствоваться, особенно в мирное время, не только в укреплении военных знаний, но и в педагогике. Командир должен не только передавать знания своим подчиненным, но и воспитывать в них убеждение и желание активно применять свои знания. Для того чтобы труд подчиненных был качественным, нужно, чтобы каждый командир, инструктор, преподаватель овладел вопросами воспитания.
Воспитание как средство, совершенствующее личные качества в любом виде деятельности, должно составлять единое целое с обучением.
Воспитание повышает надёжность и качество труда.
Знать и уметь, осознавать и быть убежденным в чем-либо – это очень много, но далеко не всё. Научиться, даже отлично, одной только технике пилотирования недостаточно.
Каждый гражданин нашего государства должен не только осознать, какую важную задачу призван он осуществлять своей деятельностью. Главное – необходимо, чтобы это осознание переросло в убеждение и веру, в стремление достичь тот идеал, к которому надо стремиться, и стало его личным мировоззрением. Достигается это воспитанием.
Сущность воспитания заключается в организованном воздействии на сознание людей с определенной целью.
Человеческая личность формируется под влиянием окружающего мира – природы, общества. Влияние это неизбежно. Оно может быть случайным, стихийным, неорганизованным, а потому и нецелеустремленным, но может быть и организованным.
Воспитание – это и есть организованное, целеустремленное воздействие на сознание людей.
Воспитание должно отвечать следующим требованиям: оно должно быть целеустремленным, всеобъемлющим, всесторонним и систематическим. Задача заключается в том, чтобы создать каждому гражданину такие условия, которые обеспечили бы ему возможность стать сознательным, убежденным и активным творцом.
Целеустремленность воспитания нужно рассматривать как средство для направленного совершенствования личности в её стремлении к определенному идеалу.
Воспитание должно быть всеобъемлющим, составляя единое целое с обучением.
Воспитание должно быть всесторонним, чтобы, во-первых, создать нормальные и необходимые условия для гармоничного развития личности, а во-вторых, выявить наибольшие способности, наклонности к какому-либо виду деятельности и индивидуальные особенности характера (что особенно важно в детском возрасте). Всё это является предпосылкой для будущего выбора профессии. Правильный выбор профессии, или «умение найти себя», должен быть основан на соответствии будущей деятельности человека его наибольшим способностям и характеру. Задача воспитателей и состоит в том, чтобы дать направление развитию интересов воспитанника. Только в этом случае может быть обеспечен максимальный эффект его труда, максимальная польза обществу и удовлетворение в жизни для него самого, ибо прогресс в избранной деятельности – лучший и достойнейший стимул к творчеству.
Систематическим воспитание должно быть потому, что в систематичности заложена целесообразность, которая выражается в наиболее рациональных, совершенных способах освоения труда, гарантирующих его быстроту и надёжность.
Всестороннее воспитание складывается из воспитания мировоззрения, определяющего моральный облик человека, и воспитания профессионального, эстетического и психофизического.
Я не упоминаю об умственном воспитании умышленно, так как считаю, что общее и специальное умственное развитие происходит в результате воздействия всестороннего и специального обучения и воспитания. Я думаю, что для развития умственных способностей человека воспитатель, педагог должен уметь вызвать и укрепить у обучаемого наклонность к любознательности, анализу и синтезу, приводящим к развитию творчества в любом виде деятельности.
Мораль как основа организованного поведения в общественной жизни воспитывается с детства. Не только плохая организация, но даже недостаток внимания, непостоянное воздействие со стороны воспитателя и соответствующей среды, особенно в период формирования человека, легко приводят к всевозможным порокам, недостаткам, часто дурно отражающимся на всей его жизни. Недаром существует поговорка: «Дурной пример заразителен».
Можно ли приступить к профессиональной деятельности, не будучи специально подготовленным к ней? Например, можно ли научиться летать, если человек рассеян, небрежен, с плохой памятью, плохо владеет собой? Научиться летать он, конечно, сможет, но долго ли пролетает? Профессия – сама по себе воспитывающий фактор, но путь неподготовленного человека тернист и непредсказуем. В такой профессии, как авиация, он может слишком быстро окончиться.
Дело в том, что человек нередко приступает к профессиональной деятельности с укоренившимися отрицательными привычками и навыками, которые играют отрицательную роль в его труде до их замены противоположными положительными качествами. Перевоспитание труднее, сложнее, как всякое переделывание, так как старые привычки и навыки в некоторых случаях склонны проявляться непроизвольно. Вот почему подготовку к профессиональной деятельности (профессиональное воспитание) нужно начинать до начала освоения профессии. Юноше лучше начинать готовить себя к профессии лётчика ещё до поступления в авиационное училище, так как для перевоспитания срок пребывания в нем слишком короток. Это вопрос государственной важности.
Воспитание эстетического чувства для лётчика также не роскошь, как, может быть, некоторые думают. Значение эстетики гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Каждому человеку в какой-то степени свойственно чувство прекрасного при виде совершенных творений человека и природы. Эстетическое чувство развивается благодаря воспитанию не только на образцах искусства, как это принято думать, но и при восприятии прекрасного, лучшего в повседневно окружающей нас жизни. Мы хотим носить красивое платье, обувь, шляпу, предпочитаем есть из красивой посуды, нам нравятся красивый автомобиль, красивая архитектура и т.д.
Умение чувствовать прекрасное помогает нам видеть его и в деятельности людей. Мы часто называем красивыми и некрасивыми не только предметы, но и поступки. Чувство прекрасного удерживает нас от деятельности отрицательного направления, от дурных, некрасивых поступков. Этим я хочу подчеркнуть, что эстетика и наука о поведении – этика – родственны и дополняют одна другую.
Можно ли отказаться от стремления развить в себе чувство прекрасного? Это так же нелепо, как согласиться, чтобы всё в этом мире – красивое и некрасивое – стало для нас одинаковым. В этом случае всё было бы для нас безразличным. Состояние безразличия бывает только у людей, потерявших в жизни всё, как им кажется в тот момент.
Чувство прекрасного необходимо развивать организованно, воспитывать, потому что само понятие прекрасного достаточно условно.
Остается, наконец, физическое воспитание. Занимает ли оно соответствующее место в понятии о всестороннем гармоничном воспитании? Может быть, можно обойтись и без него? Я слышал, например, такие рассуждения: «Зачем мне заниматься физкультурой, когда я и так себя прекрасно чувствую?» Такая точка зрения на развитие своих природных данных может привести к деградации собственных физических качеств и плохо отразиться на следующем поколении.
Существует и такой неверный (некультурный и вредный) взгляд, что занятия физкультурой вредно отражаются на профессиональной деятельности, особенно на умственной. Однако не будь от них пользы, развитие спорта и физической культуры не считалось бы задачей государственной важности.
Если бы все люди следовали утверждению, что физическая культура и спорт не нужны, обосновывая такое умозаключение самочувствием, то человечество шло бы к физической немощи и вырождению. Вот почему такие взгляды являются вредными, антигосударственными, не говоря о том, что они лишены не только научного, но и всякого здравого обоснования.
Есть заметная разница между людьми, занимающимися физкультурой и не занимающимися ею. Человек, занимающийся физкультурой, оказывается долговечнее, работоспособнее и выносливее в любой профессии, несравненно менее подвержен различным заболеваниям. При занятиях физкультурой развиваются и укрепляются положительные моральные качества, совершенствуется психическая деятельность, приобретается ряд полезных переносных навыков и привычек. Так, например, совершенствуется способность к освоению координации движений, всесторонне развивается умение управлять своим вниманием (быстрота переключения, направленность, интенсивность, сосредоточение), следить за собой, критически разбираться в своей деятельности, владеть собой, укрепляется, наконец, умение делать волевое усилие. Всё это – истины, подтвержденные научно. Все возражения против этого выглядят неубедительно, смехотворно.
Основой физической культуры и спорта является организация режима. Режим – это главное профилактическое средство от всех болезней, основа работоспособности, воспитания и самовоспитания, организованности и порядка.
Совершенно особое место и значение в физической культуре занимает спорт. Он имеет неоценимое достоинство – стимулирует занятия физкультурой. Спорт – интересное, увлекательное зрелище и целеустремленное занятие. Это особенно важно для молодежи. Пробудить интерес к занятиям спортом – основной принцип физического воспитания. Интерес обычно перерастает в желание заниматься самому этим видом деятельности.
Задача воспитателя – вызвать интерес подопечных и желание самим активно заниматься спортом, но ни в коем случае не превращаться в азартных болельщиков.
Физические упражнения в спорте естественны, имеют смысловое содержание, что и вызывает интерес. Кроме того, целеустремленность самих занятий выражается в подготовке к соревнованиям. Соревнования являются сильным, стимулирующим к занятиям, средством. Спортивные достижения также являются стимулом к занятиям. Подготовка к соревнованиям заставляет занимающегося строго держать режим, без которого нет шансов на успех. В этом большое воспитующее и одновременно оздоровляющее значение спорта.
Спортсмены знают и могут оценить роль в соревнованиях как моральных, так и физических сил. Недостаток моральных сил сильно ослабляет физические достоинства спортсмена. В соревнованиях воля к победе, выдержка, умение владеть собой – едва ли не главные качества, без которых добиться значительных успехов невозможно.
К сожалению, в физической зарядке нет этих стимулирующих соревновательных элементов. В самом деле, в приседаниях, например, нет того смыслового содержания, которое есть в прыжке. В прыжке мы задаемся целью прыгнуть как можно выше или как можно дальше. В приседаниях осознаем лишь будущую пользу. Эта бесспорная польза в дальнейшем как достижение ничем не определяется, не измеряется, в то время как в прыжках мы измеряем результат, видим прогресс. В этом заключена та существенная разница, которая делает спорт более увлекательным в сравнении со скучной зарядкой. Массовое занятие зарядкой не повышает интереса к ней, в то время как в занятиях спортом их массовость порождает соревновательность. Однако отрицать громадную положительную роль индивидуальной зарядки нельзя.
Заставить себя заниматься зарядкой каждое утро в течение 15 минут, оказывается, не так-то легко. Нужно волевое усилие, которого многим не хватает, но которое воспитывается. Поэтому очень важно уже в детском возрасте привить любовь к физической культуре, начиная с игр, имеющих спортивное направление, т.е. содержащих элемент соревнования, имеющих смысловое содержание и вызывающих интерес.
Спорт – это лучший вид физических занятий, особенно, повторяю, для молодежи. Там, где можно развивать спорт, никогда не следует останавливаться только на зарядке. Однако занятия спортом требуют много времени – минимум три раза в неделю по два часа. Для людей, не имеющих возможности заниматься спортом, остаются необходимые средства для поддержания физической формы - зарядка и прогулка.
Спорт – это средство физического совершенствования. Для молодежи и, особенно, для летного состава спорт должен стать обязательной частью их быта.
Спорт – это и лучшее средство противопоставления различным порочным привычкам, как, например, употреблению алкоголя или наркотиков.
Только тот лётчик, который утром или вечером в зависимости от распорядка дня систематически тренируется на свежем воздухе и после принимает водную процедуру, воспринимает мир сквозь призму силы, энергии, здоровья и оптимизма. Самочувствие тренирующегося человека можно выразить словами: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Всё это доступно и возможно для каждого. Должны быть только предусмотрены часы и такое оборудование, на которое не нужно тратить больших средств.
Занятия зарядкой и спортом должны быть систематичными и методичными. Без этих условий достичь ничего нельзя. Физическая культура – это, прежде всего, рациональный режим и гигиена. Я упоминаю в данном случае о режиме как о минимуме условий, которые должен выполнять каждый человек, претендующий на звание современного культурного человека.
Режим, основой которого является систематичность, включает следующие элементы: физические упражнения и умение правильно пользоваться свежим воздухом, правильно организованные отдых и сон, рационально организованное питание, соблюдение правил гигиены.
Физические упражнения – это главное условие, способствующее оздоровлению организма. Они повышают работоспособность, сопротивляемость заболеваниям, способствуют сохранению привлекательного внешнего вида, укрепляют положительные моральные качества и совершенствуют психическую деятельность, что выражается в организованности, умении следить за собой, управлять собой; прививают правильные навыки и привычки; развивают вкус, стремление к совершенствованию, в частности к внешней, здоровой, подлинной красоте. Физические упражнения представляют собой гимнастику без всяких снарядов в течение 15 минут и более в зависимости от свободного времени.
Кроме этого, в режим нужно включать дважды в день ходьбу на свежем воздухе: быструю, не менее получаса – утром и более тихую – перед сном.
Физическая культура – неотъемлемая часть режима и доступна любому взрослому человеку, вступившему в профессиональную деятельность, а поэтому и может быть рекомендована каждому, и, особенно, очень занятому человеку. Тем, которые уверяют, что занятия физкультурой для них невозможны ввиду их занятости, можно ответить лишь одно: они обманывают самих себя. Многие из тех, кто уверяет в невозможности найти время для 15-минутной зарядки, проснувшись, предпочитают упражнениям, например, курение в постели.
Правильно организованный отдых предполагает переход с профессионального на другой вид деятельности. Сон никаким видом отдыха заменить или компенсировать нельзя. Достаточным временем для сна следует считать 8 часов и в редких случаях – как минимум 7 часов. Разумеется, сон должен быть в освеженной, а не в накуренной комнате. Некоторые, не соблюдающие режим среди недели, в день отдыха пытаются восполнить этот пробел в один приём. Они иногда занимаются физическими упражнениями в таком количестве, что потом в течение целой недели не могут прийти в себя. Пользы от такого «отдыха» не больше, чем вреда.
Рационально организованное питание – это достаточно калорийная и витаминная пища, с одной стороны, и, с другой – постоянные часы питания.
О гигиене хочется сказать лишь одно: элементарные её правила, как необходимость, всегда соблюдаются людьми, которые занимаются физическими упражнениями. Они в большинстве случаев, аккуратнее, опрятнее и здоровее, и нередко все эти качества переходят в привычку и сохраняются в любой обстановке.
Некоторые люди, признавая физкультуру как средство для приобретения и сохранения здоровья, значительно меньше внимания обращают на внешний вид, прибегая к искусственным средствам – туалету и косметике, хотя понятия «здоровье» и «красота» для подлинно культурных людей неразделимы.
Как ни велико у человека сознание пользы физической культуры, но заставить себя заниматься ею регулярно многим кажется очень трудным. Эти занятия трудны лишь вначале, так как требуют волевого усилия. Но тот, кто сможет заставить себя заниматься физической культурой, сознавая её безусловную пользу, выполнит долг перед самим собой. Тот, кому удастся выдержать такой экзамен – систематически заниматься в течение некоторого времени, будет вознагражден и результатами, и тем, что эти занятия перерастут в привычку, станут потребностью. Всякое отступление в дальнейшем от режима занятий вызывает угрызения совести перед самим собой из-за невыполнения долга. В этом их большое воспитательное значение. К сожалению, и в наш век нередко приходится агитировать за физическую культуру как единственное радикальное средство поддержания здоровья и бодрого внешнего вида людей.
Встречаются, однако, люди, которые уверяют, что всякие возбуждающие средства (спиртные напитки, курение и др.) их освежают, встряхивают, а в случаях волнения успокаивают. Те, у кого страсть к вредным отрицательным удовольствиям перерастает в привычку, ищут себе любое оправдание и «убивают» сами себя.
Любовь, патриотизм и творческая деятельность – основные потребности, определяющиеся стремлением человека к сохранению в вечности. Может ли быть что-либо сильнее и естественнее радости любви, чувства патриотизма и творческой деятельности – словом, радости бытия?
Творческая деятельность, направленная на совершенствование окружающего нас мира, природы, искусства и человека, приносит громадное удовлетворение. Только в этом случае она естественна и прекрасна. В ней – радость, упоение жизнью и подлинное удовлетворение.
Физическая культура – это также одна из форм деятельности в стремлении человека к идеалу. Она способствует физическому совершенству человека. А всё, что ведет к упадку, – некультурно, вредно, некрасиво, неестественно, позорно для нашего времени.
Я уверен в полной победе физической культуры.

Основные принципы тренировки Роль воспитания в общественной жизни



- Представление и воображение
- Основные принципы тренировки
- Роль воспитания в общественной жизни
- Средства и способы воспитания
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - 1930-е годы
- О лётной профессии
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - АНТ-9
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Мысли об искусстве
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Детство (2)
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Дни следуют один за другим, но не походят друг на друга
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - О конном спорте
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Перелёт по европейским столицам за три дня
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Фронт
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Новая веха в жизни
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Человек - живой прибор
- М.М.Громов. «На земле и в небе» - Воспоминания о судьбах моих близких друзей и знакомых

«Записки» «Воспоминания» «Заметки» Союз науки и производства